Как называется способ размножения комнатных растений представленный на рисунке?

Конспект интегрированного занятия «Размножение комнатных растений»

Томилина Светлана
Конспект интегрированного занятия «Размножение комнатных растений»

Конспект интегрированного занятия «Размножение комнатных растений»

1. Познакомить с числами второго десятка.

2. Продолжить знакомство детей с многозначными словами

3. Знакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, листья, усами).

Интеграция видов детской деятельности: коммуникативная и познавательная (в математическом и экологическом направлении) двигательная, продуктивная, опытно-исследовательская.

Предварительная работа: повторить счет до десяти, рассматривание иллюстраций с изображениями комнатных растений, игра – многозначные слова.

Словарь: черенок, усы.

Материалы и оборудование: растения уголка природы: хлорофитум, фиалка, герань, 20 стаканчиков (10 белого и 10 прозрачного цвета, предметы на каждого ребенка: фартук, перчатки, палочки, лейка, земля.

Ход занятия:

1. Мотивационно-побудительный этап.

-Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло посылка, посмотрите какая большая! На ней написан наш адрес. А пришла она от Незнайки. Посмотрим, что находится в посылке. Смотрите тут письмо и пустые стаканчики.

«Здравствуйте, ребята, пишу вам я, Незнайка, из Цветочного города, от имени всех жителей нашего городка. Ребята, у нас случилась беда. Мой друг, Знайка, подарил всем жителям Цветочного города комнатные растения. Мы были очень рады такому подарку, т. к. вместе с домашними цветами расцвели красотой наши дома. Но вскоре всекомнатные растения погибли. А мы не знаем почему. Поэтому, мы, жители цветочного города, просим вас, подскажите, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Отправляем вам пустые стаканчики от наших цветов, т. к. нам очень грустно на них смотреть. Очень ждём вашей помощи и ваших советов.

С уважением к вам, ваш Незнайка и жители Цветочного города».

2. Организационно-поисковый этап.

Ребята, я предлагаю вам записать для Незнайки несколько рекомендаций, о том, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

Ребята, а почему некоторые растения называют комнатными?

(Дети) Выращивают в помещении (комнате, в специальных стаканчиках, на подоконнике.

А зачем в домах нужны комнатные растения?

(Дети) Они дарят нам свою красоту; украшают нашу группу; они выделяют кислород; очищают воздух от пыли.

Подскажем Незнайке, какие условия, необходимы комнатным растениям, что бы они хорошо росли и радовали всех своей красотой. Вы мне говорите, а я всё запишу.

Какие вы молодцы, отлично знаете, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

Асейчас, следуя вашим рекомендациям, мы с вами сами превратимся в цветы. Попробуем?

Физкультминутка «На окошечке в горшочках»:

На окне в горшочках

К солнцу потянулись,

К солнышку листочки

В солнышке утонут.

Ребята сидят на корточках лицом в круг. Медленно встают. Тянутся на носочках, подняв руки вверх. Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе. Соединяют ладошки над головой. Раскрывают ладошки – бутоны.

Молодцы, ребята. Все ваши рекомендации будут отправлены Незнайке. Но смотрю я на эти пустые стаканчики, и мне самой становится грустно. А вам?

А можем мы с вами сделать сюрприз Жителям города и Незнайке? А что мы можем сделать?

(ответы детей – посадить ратения)

Да, ребята, мы можем посадить комнатные растения и отправить их вместе с рекомендациями.

А сколько же нам нужно посадить комнатных растений? Что необходимо сделать для того, чтобы узнать, сколько растений нам понадобится?

(Дети) нужно посчитать стаканчики, которые прислал Незнайка.

Ребята, мы с вами уже умеем считать до десяти, а многие из вас считают и до 20. А вот знаете ли вы, что числа с 11 до 20 называются числами 2-го десятка?

Посчитайте стаканчики белого цвета? Сколько получилось? (10)

Число десять в старые времена называлось «дцать». Если мы один прозрачный стаканчик положим на десять (дцать) белых, сколько стаканчиков будет – «Один на дцать».

(Дети) А у нас одиннадцать стаканчиков.

Так же образуют числа до 19. (Дети проговаривают самостоятельно)

Если сложить вместе 2 десятка – 2 «дцать», какое число получится в результате?

Повторите ещё раз, как правильно образовывать числа второго десятка

Сколько нам необходимо, посадить комнатных растений? Ещё раз – почему 20?

Итак, мы узнали, сколько комнатных растений нужно посадить. Ребята, посмотрите, какие красивые комнатные растения у нас есть. Мы можем посадить (размножить, такие же комнатные растения? А как можем это сделать?

Дети отвечают (семенами, отводками….)

Правильно, но основной вид размножения комнатных растений вегетативный, т. е. размножение частями растений. А именно

Ребята рассмотрим наши растения. Какие части наших комнатных растений мы можем взять, чтобы посадить новые растения?

Дети отвечают: (отделить отводки)

Черенок- это часть стебля или листа, из которого выращивают целое растение. Черенок должен иметь 3-4 листочка. Приживаются любые части стебля – верхняя и средняя. Срез делают канцелярским ножом наискосок по стеблю. Это новое для нас слово. Повторим его вместе. А еще черенок бывает у лопаты, вил.

Педагог совместно с детьми нарезает черенки герани.

Дети, сосчитайте количество черенков. (5)

Итак, герань мы заготовили. Дети, какие растения нам еще нужно размножить? Дети, а фиалка размножается листьями. Это слово тоже имеет несколько значений, Каких? (бумага, лист дерева).

Сосчитаем количество листов фиалки.

Пять, да еще пять скольуко получилось? (десять, или дцать)

Какое растение нам осталось размножить? (хлорофитум)

У хлорофитума молодые растения на усах, т. е. он размножается усами. У кого еще бывают усы? (человека, у животных, у растения).

Педагог совместно с детьми заготавливает 10 усов хлорофитума.

Дети сосчитайте, количество усов. Сколько всего у нас растений? (Дети считают до 20)

Вспомним, как появились числа 11, 12 и т. д.

Сколько всего получилось растений?

А теперь, мы с вами, можем посадить растения.

А, кто знает, как правильно сажать растения? Что для этого нам необходимо? (проговорить необходимые материалы и инструменты)

Педагог демонстрирует, как правильно посадить растения (Алгоритм).

Сначала нужно сделать углубление палочкой, поместить черенок в улобление земле, землю прижать, но слишком близко к стеблю. И конечно посаженное растение нужно полить. Мы с вами посадили герань.

Педагог в процессе посадки проговаривает с детьми, какие растения, посадили и каким способом их размножают, проговаривают слова черенок, листья, усы.

3. Рефлексивно-коррегирующий этап.

Молодцы дети! Теперь я уверена, что в Цветочном городе будет много комнатных растений. Незнайка и жители города, следуя вашим рекомендациям, я уверена, разведут много красивых комнатных растений.

Ребята, чему мы с вами научились на занятии? Что нового узнали?

Ребята, а кому из вас было сегодня легко на занятии? Почему?

А кто затруднялся? Почему? Какое настроение у вас останется после нашего занятия? Почему?

Конспект занятия «Мир комнатных растений» Целевые ориентиры: Способен устанавливать простейшие причинно-следственные связи между предметами и явлениями, делать обобщения. Испытывает.

Исследовательский проект в средней группе ДОУ «Влияние интенсивности солнечного света на размножение комнатных растений» Совместный исследовательский проект детей и педагогов средней группы «Влияние интенсивности солнечного света на размножение комнатных растений».

Картотека комнатных растений, уход, полив и размножение ФИКУС Температура: предпочтительно умеренная, не ниже 18 °С. Освещение: Все разновидности фикуса каучуконосного предпочитают светлое место,.

Конспект интегрированного занятия «Размножение комнатных растений» Программное содержание: 1. Познакомить с числами второго десятка. 2. Продолжить знакомство детей с многозначными словами 3. Знакомить со способами.

Конспект НОД «Вегетативное размножение растений» (подготовительная группа) Цель: сформировать у детей понятие о вегетативном размножении растений, т. е. размножении без семян с помощью побегов, луковиц, корневищ.

Конспект занятия по ФЦКМ с использованием ИКТ технологии «Мир комнатных растений» Тема: «Мир комнатных растений» Цель: Закрепить знания названий комнатных растений. Задачи: Обучающие: Расширять представления детей.

Конспект занятия по ФЦКМ «Мир комнатных растений» для средней группы Тема: «Мир комнатных растений» Соломенникова О. А. 66 Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в интеграции образовательных.

Конспект занятия по экологии «Мир комнатных растений» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 Мурманская область, п. г. т. НикельКонспект занятия по экологии.

Конспект занятия «Сравнение комнатных растений герани душистой и бальзамина» в средней группе Конспект занятия «Сравнение комнатных растений герани душистой и бальзамина» в средней группе Цели: Учить сравнивать листья растения по.

План-конспект занятия «Полив комнатных растений» Тема: “Полив комнатных растений”. Тип: первично- ознакомительный. Возрастная группа: младшая группа. Цель: формировать умение с помощью.

Способы размножения комнатных растений

Комнатное цветоводство – увлечение, которому подвержены многие люди. Выращивают комнатные цветы и в городах, и в сёлах. Это не случайно, потому, что цветы в доме играют большую роль:

– создают уютную атмосферу,

– обогащают воздух кислородом,

Многие комнатные растения являются лекарственными

Очень ценятся любителями красивоцветущие растения

Широко распространены и лиственные растения. Каждому любителю хочется иметь цветок, поддерживать его жизнедеятельность и, главное, размножать.

Способов размножения у комнатных растений множество. Но применять их надо, согласно физиологии отдельно взятого растения, особенностям этого вида.

Читайте также:  Цветы на осень посадка и уход

В коллекцию растений биологического кабинета МОУ СОШ с. Столыпино входит видов 100 (см.. Приложение)

Эта коллекция начала создаваться в 1984 году, когда в нашу школу пришла работать , учитель биологии и химии. В создании коллекции комнатных растений принимали участие все ученики нашей школы, некоторым растениям в кабинете более 30 лет. Растения нашего кабинета используются на уроках биологии, экологии, на занятиях элективных курсов, а так же служат банком видового разнообразия.

Все любители комнатного цветоводства нашего села регулярно посещают кабинет нашей школы для пополнения своих коллекций. Члены экологического кружка занимаются паспортизацией комнатных растений, уходом за ними и их размножением. Для этого используются различные методы, ставятся опыты.

Задачи этой работы состояли в следующем:

-познакомиться с различными способами размножения комнатных растений;

-проверить возможность и результаты размножения различными способами;

-получить полноценные растения в результате размножения.

Характеристика объекта работы.

Методика проведения работы.

-Для проведения исследовательской работы в биологическом кабинете прошла паспортизация растений, особое внимание уделялось способам размножения этих растений.

-Для получения необходимой информации была изучена специальная литература. Задействованы ресурсы Интернета.

-Выбраны объекты проведения опытов. Изучены особенности их морфологии и физиологии.

-Математически обработаны полученные результаты.

Способы размножения комнатных растений.

Размножение семенами или спорами.

Для размножения комнатных растений семенами необходимо следовать инструкции прилагаемой к семенам. В нескольких словах посев производится в следующем порядке:

– наполнить ёмкость почвенной смесью;

-выровняйте землю при помощи плоского предмета, слегка уплотнив её;

-распределите семена по поверхности ёмкости;

-увлажнить землю можно, поставив горшок в воду;

-избежать конденсации можно, приоткрыв стекло;

– после всходов необходимо провести пикировку сеянцев.

Размножать семенами или спорами можно следующие растения : колеусы, глоксинии, сенполии, папоротники, кактусы, кислицы, стапели, агавы и т. п.

Размножение стеблевыми черенками.

Большинство комнатных растений размножается именно этим способом. При таком размножении сохраняются признаки маточного растения.

Для размножения можно использовать травянистые черенки: укореняя их в воде или непосредственно в почве. Таким образом укореняют: бальзамины, традесканции и т. п.

При размножении одревесневавшими черенками, желательно использовать фитогормоны.

Размножение включает в себя следующие этапы:

– подготовить горшок с почвенной смесью;

– срежьте черенок длинной 10-15 см;

-острым ножом срежьте листья с нижнего кончика черенка и обновите срез;

-погрузите нижний срез в раствор или порошок гормона ;

-поместите черенок в почву, предварительно сделав в почве отверстие карандашом, и уплотните вокруг него почву;

-полейте черенки и накройте его пластиковым пакетом;

-при образовании конденсата периодически проветривайте тепличку.

Размножение листовыми черенками.

Некоторые растения лучше укореняются именно листовыми черенками.

Так размножаются сенполии, листовые бегонии, стрептокарпус, сансевиерия, глоксинии и т. п.

При размножении листовыми черенками необходимо соблюдать следующие правила:

-для размножения необходимо брать только здоровые, зрелые листья;

-желательно использовать фитогормоны;

-располагать черенки соответственно виду растения;

-использовать тепличку или полиэтиленовый пакет.

Деление – самый быстрый и лёгкий способ размножения. Большинство растений с розеточными побегами или группой из таких побегов легко размножаются таким способом.

Соблюдайте следующую очерёдность:

– выньте растение из горшка;

-удалите часть земли, освободив корни;

-посидите отдельные части в разные горшки;

-хорошо полейте и поставьте в хорошо освещённое, но не солнечное место;

-растение можно накрыть полиэтиленовым пакетом.

Таким способом размножаются многие луковичные: гипеаструм, кливию, эвхариус и т. п.

Делением куста размножают диффенбрахию, аспарагус, аглаонему, спатифиллюм и т. п.

Размножение отводками можно применять, когда вам понадобилось одно два новых растений на замену старому. Таким способом хорошо размножаются лианы: плющ, филодендрум, пиперомия, эпипремнум, сциндапсус.

Интересно размножать таким способом фикусы, например Фикус каучуконосный.

Размножение отпрысками и «детками».

Этим способом можно получить много молодых растений не потеряв родительское.

Детками размножаются такие растения как Каланхоэ Дегремона, К. трубкоцветное, Асплениум бульбоносный. Детки осторожно освобождаются от родительского листа и раскладываются на поверхности почвы.

Усами и столонами размножаются популярные растения: Камнеломка плетеносная, Хлорофитум хохлатый. Достаточно прижать столоны с отпрысками к почве в другом горшке и молодое растение укоренится.

Отпрысками размножаются бромеливые. После гибели старого растения образуются много новых вокруг материнского. Молодые растения, когда они достигнут одной третий родительского размера делят и немедленно сажают в горшки с плодородной почвой.

Размножение особыми методами.

Растения размножают частью стебля: кордилины, драцены, диффенбрахии, Ф каучуконосной, Монстеру деликатную, филодендроны, кактусы. При таком способе размножения рекомендуется использование фитогармонов.

Опыты по размножению сенполий.

. Сенполия фиалкоцветная или Узумбарская фиалка. Семейство геснереевых. Родина – Восточная Африка.

Одно из любимых и широко распространенных комнатных растений, которое ценится за красоту листьев, цветков и продолжительное цветение.

Узумбарская фиалка – невысокое травянистое растение с укороченным стеблем и розеткой многочисленных листьев. Листья бархатистые, округлой или яйцевидной формы, с сердцевидным основанием. Верхняя сторона листьев в зависимости от сорта – от светло – до темно – зеленой, нижняя – бледно – зеленая или фиолетовая. С резко выступающими жилками. Цветки некрупные, от 3 до 7 на одном цветоносе. Во время массового цветения на одном растении может быть до 80-100 цветков. Цветение продолжается до 8 месяцев. Выведено до 1200 сортов, различающихся размерами, формой, окраской листьев и цветков. Цветки могут быть простыми и махровыми, с бахромчатыми и волнистыми краями, а их окраска – белой, розовой, малиновой, голубой, синей, фиолетовой, многоцветной.

Хорошо растет на западных, восточных и даже северных окнах. Требует обязательного затенения от прямых солнечных лучей, которые вызывают ожоги листьев. Не выносят сквозняков и холодного воздуха. Температура должна быть не менее 18-20 градусов С.

Полив проводится очень внимательно и осторожно – растение не переносит ни заливания, ни пересушивания земляного кома. Размножение возможно листовыми черенками, делением куста, семенами.

Опыты по размножению сенполии (узумбарской фиалки)

1.Семенное размножение узумбарской фиалки.

Семена фиалки мелкие, поэтому их не присыпают землей. а слегка прижимают к поверхностному слою земли. Посев провели в январе месяце.

10 простых и 1 необычный способ размножения комнатных растений

Большинство цветоводов рано или поздно сталкиваются с желанием увеличить свою коллекцию цветов, что заставляет задуматься о возможных методах реализации. Размножение комнатных растений может осуществляться различными способами, которые принято делить на семенные и вегетативные. Однако выбор оптимального способа размножения зависит от видовой принадлежности и преследуемых целей размножения.

Размножение семенами и спорами

В дикой природе большинство новых растений возникают именно благодаря семенному размножению, которое является залогом видового разнообразия. Размножение семенами подходит для большинства комнатных цветов и трудности возникают редко. Назвать этот способ самым простым и эффективным можно не всегда, хотя с его помощью вполне реально получить огромное количество растений и исходный материал для выведения новых сортов.

Однако то, что хорошо в естественных условиях, не всегда подходит для закрытого грунта. Большинство комнатных растений попали на подоконники из более теплых или влажных регионов, а значит, для прорастания их семян нужны особые условия. Размножение семенами может быть затруднено или невозможно по нескольким причинам:

  • Семена слишком мелкие или вовсе пылеобразные и прорастают только в симбиозе с грибами (орхидеи);
  • Семена быстро теряют всхожесть, а собрать свежий материал с комнатных растений нет возможности (пальмы, гиппераструмы, гардении, кофе);
  • Прорастание затруднено из-за плотной оболочки семени или наличия большого количества ингибирующих веществ. Такой посевной материал нуждается в стратификации, скарификации или других методах предпосевной подготовки (камелия, мирт, чай, фейхоа, абутилон).

Семена образуют не все комнатные растения. Различные виды папоротников, которые относятся к древнейшим представителям флоры, формируют споры. Они созревают в спорангиях, расположенных на нижней стороне вай (листьев).

Этот способ размножение считается сложным, несмотря на огромное количество сформировавшихся спор. Для их прорастания необходимо создать особые условия, но еще большего внимание потребуют молодые проростки.

Способы вегетативного размножения

Чаще всего в комнатном цветоводстве используют вегетативное размножение комнатных растений, т.к. оно имеет ряд преимуществ перед семенным:

  • Все полученные экземпляры будут точной копией материнского, что особенно важно при воспроизводстве сортов;
  • Декоративно-лиственные виды быстрее наращивают листовую массу, а декоративно-цветущие раньше образуют цветы;
  • При необходимости могут использоваться для омоложения взрослых растений, которые утратили свою декоративность.

Деление куста

Один из самых простых способов, который используют для разрастающихся вширь видов, имеющих корневище или мощные мочковатые корни (циперус, маранта, хлорофитум, сенполия, традесканция, цимбидиум, каттлея, дендробиум).

Этот способ размножения позволяет получить взрослый экземпляр, который способен быстро восстановить прежний размер. Деление куста, чаще всего, проводят во время пересадки. Каждая деленка должна иметь корни и несколько точек роста.

Черенкование

Черенкование — это укоренение различных частей растения. Размножение черенками может проводиться с помощью участков стебля, целых листьев или их частей, цветоносов.

Большинство комнатных цветов хорошо размножаются стеблевыми черенками (толстянки, традесканция, плющ, монстера, фикусы). Верхушечные черенки используют для омоложения растения с оголившимся стеблем, а фрагменты со средней и нижней частей для массового размножения.

Читайте также:  Мальва однолетняя или многолетняя

У некоторых видов молодое растение можно получить из листьев (сансевьера, сенполия, пеперомия). Лист сенполии одинаково хорошо укореняется в виде или специальном субстрате, а сансевьеру можно размножить даже фрагментами листа.

Особого внимания заслуживает способность сенполий размножаться укоренением цветоноса, что является единственным способом размножения химер.

Размножение черенками позволяет получить большое количество молодых растений и при этом сохранить сортовые качества, но способность формировать корни зависит от растения. Одни виды формируют корни в течение нескольких дней в стакане с водой, другие требуют тепличек и нижнего подогрева.

Размножение отводками

Отводки используют для видов, у которых размножение черенками затруднено. Для этого молодой однолетний побег пришпиливается к земле или обвязывается пакетом, заполненным грунтом. После укоренения побег отделяют от материнского экземпляра. Размножение комнатных растений подобным образом позволяет в сжатые сроки получить хорошо сформированное сильное растение, не прибегая к делению.

Размножение корневыми отпрысками

Некоторые пальмы и драцены склонны к образованию молодых растений неподалеку от основного ствола. Укоренившуюся приствольную поросль можно отделить и высадить в новый горшок.

Дочерними растениями (выводковыми почками, усами, детками)

Ряд комнатных цветов формирует различные виды дочерних растений. Хлорофитум образует длинные усы, на концах которых формируются молодые экземпляры. У каланхое миниатюрные дочерние растеньица образуются по периметру листьев из выводковых почек. У некоторых видов орхидей детки вырастают на цветоносах или псевдобульбах. У бромелиевых (вриезии, гузмании, эхмеи) у основания центральной розетки перед отмиранием формируются многочисленные дочерние ростки.

Деление клубня

Черенкование, отводки и другие распространенные способы размножения комнатных растений применимы только к видам, имеющим выраженный стебель и корневище, но не подходят для клубневых и луковичных.

Деление клубня подходит для размножения глоксиний и клубневых бегоний. Несмотря на то что для этих цветов известны и другие способы размножения, к делению клубней цветоводы прибегают достаточно часто. Размножение комнатных растений подобным способом помогает не только получить новые экземпляры, но и омолодить старые плохо цветущие клубни.

Дочерними луковицами

Количество луковичных цветов, которые выращиваются в домашних условиях невелико, но они часто встречаются на подоконниках. Гиппераструмы, гемантусы, зефирантесы, кливии, гименокаллисы ежегодно радуют пышными цветами, которые вырастают из центра луковицы. Размножение таких растений осуществляется дочерними луковицами. У видов, имеющих четко выраженный период покоя с отмирание листьев, молодые луковички отделяют во время этого периода. У вечнозеленых видов дочерние луковицы отделяют во время пересадки, которую рекомендуется проводить после цветения.

Чаще всего дочерние луковицы образуются самостоятельно, но размножение комнатных растений может быть затруднено недостаточным количеством сформировавшихся луковичек или их полным отсутствием. В этом случае прибегают к стимуляции с помощью различных препаратов или надрезанием донца.

Прививка

Прививка в комнатных условиях чаще всего используется для различных видов цитрусовых или кактусов. Этот способ позволяет сохранить сортовые особенности, заставить раньше вступить в плодоношение или «посадить» слишком требовательное к условиям содержания растение на корни более неприхотливого.

Цитрусовые, выращенные из семян, вступают в плодоношение на 10-15 год или позже, при этом качество будущих плодов невозможно узнать заранее. Использования в качестве привоя плодоносящих сортовых лимонов, кумкватов, апельсин и других сортов и видов позволят уже через год поучить первые цветы и плоды.

Растения из пробирок

О существовании растений из пробирок знают многие, но назвать этот способ простым и доступным сложно. Микроклонирование можно отнести к вегетативным способам размножения, но с использованием микроскопических кусочков тканей. Микроклональное размножение растений в домашних условиях возможно, но практически недоступно. Вегетативное размножение комнатных растений этим способом требует не только знаний и навыков, но и специальных питательных сред и оборудования. Тем не менее, нет ничего невозможного, и существует огромное количество успешных примеров домашних экспериментов.

Выращивание в стерильных условиях на питательных средах позволяет решить проблему прорастания семян орхидей. В таких условиях нет необходимости в симбиотических грибах, которые снабжают микроскопическое семя всем необходимым, а сеянцы хорошо заметны уже через несколько месяцев.

Любой из выбранных методов размножения позволяет получить новый экземпляр любимого комнатного растения, но хороший результат можно ожидать только при выборе оптимального способа и правильном уходе. Прежде чем приступить к размножению стоит изучить видовые особенности растения.

Способы размножения растений

Размножение цветковых растений является воспроизведением разновидностями себе равных. Оно дает возможность поддерживать преемственность между различными поколениями и поддерживать количество популяций на каком-то определенном уровне.

Способы размножения растений

Способы размножения растений

Рассмотрим основные способы размножения растений.

Вегетативное размножение растений

Вегетативное размножение растений, сравнивая с таким способом размножения, как бесполое, возможно с помощью стеблей, листочков, почек и так далее. Вегетативное размножение растений должно осуществляться в благоприятных условиях: как и бесполое размножение.

Рассмотрим в таблице ниже, какой вегетативный орган использовать для размножения некоторых культур:

Вегетативный органСпособ вегетативного размноженияКультуры
КореньКорневые отпрыски или черенкиМалина, шиповник, одуванчик, ива и так далее
ЛистЛистовые черенкиБегония, колеус, глоксиния и так далее

Бесполое

Бесполое размножение производится посредством спор. Спора является специализированной клеткой, которая прорастает без объединения с иными клетками. Они могут являться диплоидными и гаплоидными. Бесполое размножение возможно посредством жгутиков для передвижения. Бесполое может распространяться посредством ветров. Бесполое распространение – это самый распространенный способ размножения комнатных растений.

Размножение комнатных растений

Половое

Половое размножение растений имеет отношение к объединению особых половых клеток, которые называют гаметами. Гаметы бывают одинаковые и различные в морфологическом состоянии. Изогамия является слиянием одних и тех же гамет; гетерогамия является слиянием различных по габариту гамет. Для определенных групп растительности свойственно чередование поколений.

Виды размножения растений

Существуют следующие виды размножения растений:

Размножение делением

Этот способ очень известный и в то же время довольно надежный. Размножаются посредством деления кустистых корней посадки, которые могут вырастать от корневых побегов из спящих почек.

Деление куста

Для деления кустов потребуется нож, с помощью которого можно аккуратным образом разделить кустик на нужное число, однако, на каждой части должно быть не меньше 3 побегов либо почек. Затем все части нужно рассадить по емкостям и обеспечить необходимые для новых посадок условия роста. К тому же в некоторых случаях, чтобы получились новые корневые побеги, перед вегетационным периодом куст нужно подрезать, при этом нужно оставлять побеги лишь в центральной части растения. К концу летнего периода вырастают новые побеги, которые можно использовать для размножения.

Образование дочерней луковицы

Размножение комнатных растений также можно проводить с помощью еще одного способа деления кустов, только его отличие его в том, что он не является естественным вариантом размножения посадок.

Черенкование

Размножение с помощью черенков состоит в том, чтобы срезать со взрослых растений его черенков для укоренения и дальнейшего выращивания новых экземпляров растений — точной копии материнского. Исходя из того, какая часть растения применяется для черенкования, черенки бывают корневыми, стеблевыми и листовыми. Луковичные растения тоже можно так размножать.

Рассмотрим основные разновидности черенкования:

Это хороший способ размножения для комнатных растений, в основном образующих новые побеги по бокам, которые произрастают у корней. Смысл метода заключается в том, что корневище растения делится на части, длина которых по 10 сантиметров. Области срезов обмакиваем древесным углем. Потом черенки нужно посадить в грунт в заранее изготовленные бороздки с маленьким уклоном вниз, при этом на основание необходимо нанести немного речного песка. Потом бороздки нужно засыпать песком, смешанным с грунтом.

Таким образом, выходит, что около корней располагается маленькая прослойка песка, которая облегчает адаптацию посадок. К тому же расстояние от корней до грунта не должно быть более трех сантиметров.

Их можно получить посредством срезания маленьких стеблей растений, которые могут быть зелеными, полуодревесневшими и одревесневшими.

Зеленые черенки представляют собой новые побеги растения с зелеными стебельками, в основном у них точка роста и около 4 выросших листочков. Исходя из числа последних, рост побега может быть разным. Применять данный метод лучше весной или в начале лета, когда растение активно развивается. Для этого нужно срезать верхнюю часть побегов, которые имеют вышеупомянутые особенности. У различных растений период укоренения различный.

Размножение с помощью отводок

Метод отводок состоит в том, что новые посадки вырастают посредством укоренения побегов при их развитии.

Воздушные отводки являются довольно эффективным методом увеличения числа посадок. Размножение таким способом подходит не для всех видов посадок. В основном его используют тогда, когда длина посадки оказывается достаточно большой.

Вначале нужно определить длину будущей посадки и подобрать соответствующий участок на стебле, освободить его от листочков и сделать пару надрезов около стебля в освобожденной территории. Затем на участке надреза нужно наложить мох либо почву для укоренения.

Читайте также:  Синеголовник уход осенью

Интересным вариантом является пленка, которой покрывают пластиковый горшок. В центральной части его основания необходимо сделать дырки, равные диаметру стеблей, а потом распилить его на две части, таким образом, чтобы область распила имела место между дырками. Потом две части емкости нужно объединить на растении, таким образом, чтобы стебель был в этой дырке, и закрепить его. Обернуть с помощью мха область стебля, поместить в емкость, куда засыпаем легкий грунт. После всех вышеперечисленных моментов грунт постоянно нужно увлажнять, а когда побег начнет давать корни, стебель материнской посадки нужно обрезать под основанием горшка, а новую посадку пересадить в другую емкость для дальнейшего выращивания. Таким образом, можно размножать следующие растения: фикус, жасмин и драцену.

Как называется способ размножения комнатных растений представленный на рисунке?

Ключевые слова: размножение растений, способы размножения, бесполое, половое размножение, вегетативное размножение

Размножение растений — это воспроизведение особями себе подобных. Оно позволяет поддерживать преемственность между поколениями и поддерживать численность популяций на определенном уровне.

Бесполое размножение осуществляется с помощью спор. Спора — это специализированная клетка, прорастающая без слияния с другой клеткой. Споры могут быть диплоидными (образуются в результате митоза) и гаплоидными (образуются в результате мейоза); они могут иметь жгутики для передвижения (у водорослей) или распространяться с помощью ветра и воды (папоротник, мхи).

Половое размножение — связано со слиянием специализированных половых клеток — гамет с образованием зиготы. Гаметы могут быть одинаковыми и разными в морфологическом отношении. Изогамия — слияние одинаковых гамет; гетерогамия — слияние разных по размеру гамет; оогамия — слияние подвижного сперматозоида с крупной неподвижной яйцеклеткой.

Для всех высших растений характерно чередование в жизненном цикле полового и бесполого размножения и связанное с этим чередование поколений (фаз развития) гаплоидной (n) (гаметофит) и диплоидной (2n) (спорофит). На спорофите возникают мешковидные образования спорангии (органы бесполого размножении), в которых в результате спорогенеза, сопровождающегося мейотическим делением, формируются гаплоидные споры. Из спор развивается гаметофит. На нем формируются особые половые структуры — гаметангии (органы полового размножения), в которых образуются гаметы.

Мужские половые органы, где формируются сперматозоиды, называются антеридии. Женские половые органы, где формируются яйцеклетки, называются архегонии. Если на гаметофите развиваются и архегонии, и антеридии, то он называется обоеполым. Если только антеридии, то мужским; если только архегонии, то женским. При слиянии гамет образуется зигота. Из зиготы развивается спорофит.

Эволюция растений шла в направлении увеличении размеров бесполого поколении (спорофита) и редукции полового поколения (гаметофита). У подавляющего большинства высших растений (за исключением моховидных) в жизненном цикле преобладает спорофитная фаза.

Вегетативное размножение

Вегетативное размножение не связано с формированием специальных органов размножения и клеток. Оно осуществляется с помощью вегетативных органов растения: стебля (черенками и отводками), листьев, почек, корневищ, ползучих побегов, луковиц, корневых отпрысков (так размножаются растения, способные образовывать почки на корнях), листовых черенков и культурой ткани (выращивание в пробирке). Вегетативное размножение в естественных условиях биологически тогда выгодно, когда в борьбе за существование необходимо быстро освоить новые места обитания, захватить большие площади для расселения и питания. Так у ландыша и майника это единственный способ размножения из-за отсутствия благоприятных условий для семенного размножения.

Значение вегетативного размножения:

  • Образование дочерних особей, идентичных с материнскими по наследственным признакам
  • Обеспечение быстрого увеличения численности вида и его расселения
  • Получение большого количества посадочного материала
  • Сохранение у потомков ценных наследственных свойств материнской особи (сорта, формы).

Дополнительные материалы «Размножение растений»

Это конспект по теме «Размножение растений». Выберите дальнейшие действия:

Покрытосеменные растения

1. Рас­смот­ри­те ри­су­нок. Что изоб­ра­же­но на ри­сун­ке под циф­рой 1?

1) бо­ко­вой ко­рень; 2) глав­ный ко­рень; 3) кор­не­вой во­ло­сок4 4) при­да­точ­ный ко­рень

2. Ука­жи­те рас­те­ние, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­но са­мо­сто­я­тель­ное рас­про­стра­не­ние пло­дов и семян.

1) клён ост­ро­лист­ный; 2) лан­дыш обык­но­вен­ный

3) берёза бо­ро­дав­ча­тая; 4) бе­ше­ный огу­рец

3.
Рас­смот­ри­те внут­рен­нее стро­е­ние корня. Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на струк­ту­ра, по ко­то­рой про­ис­хо­дит дви­же­ние воды в сте­бель?

1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4

4. Какой из изоб­ражённых ор­га­нов рас­те­ний яв­ля­ет­ся ви­до­из­менённым кор­нем?

1) конус на­рас­та­ния; 2) за­ча­точ­ный побег

3) за­ча­точ­ное рас­те­ние; 4) па­зу­ха листа

6. Какой аг­ро­тех­ни­че­ский приём ис­поль­зу­ет­ся для уси­ле­ния от­рас­та­ния при­да­точ­ных кор­ней и сто­ло­нов у кар­то­фе­ля?

1) рых­ле­ние; 2) оку­чи­ва­ние; 3) па­сын­ко­ва­ние; 4) пи­ки­ров­ка

7. Рас­по­ло­же­ние ли­стьев на по­бе­гах по не­сколь­ку в узле (три и более) на­зы­ва­ют

1) оче­ред­ным; 2) су­про­тив­ным

3) спи­раль­ным; 4) му­тов­ча­тым

8. Рас­по­ло­же­ние ли­стьев на по­бе­гах по два в узле на­зы­ва­ют

1) му­тов­ча­тым; 2) су­про­тив­ным

3) спи­раль­ным; 4) оче­ред­ным

9. У сре­зан­ной ветки то­по­ля, по­став­лен­ной в воду, будут раз­ви­вать­ся корни

1) бо­ко­вые; 2) воз­душ­ные

3) при­да­точ­ные; 4) глав­ные

10. По какой части дре­вес­но­го стеб­ля про­ис­хо­дит пе­ре­дви­же­ние рас­творённых ор­га­ни­че­ских ве­ществ из ли­стьев ко всем ор­га­нам?

1) кам­бий; 2) серд­це­ви­на; 3) дре­ве­си­на; 4) луб

11. Усики го­ро­ха по­сев­но­го — это ви­до­из­менённые

1) ли­сточ­ки слож­но­го листа; 2) бо­ко­вые по­бе­ги

3) при­лист­ни­ки; 4) вы­ро­сты по­бе­га

12.
Рас­смот­ри­те ри­су­нок, на ко­то­ром изоб­ра­же­но стро­е­ние корня. Какой циф­рой на нём обо­зна­че­на зона де­ле­ния?

1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4

13.На ри­сун­ке изоб­ра­же­но мик­ро­ско­пи­че­ское стро­е­ние корня. В какой из зон был сде­лан срез?

1) про­ве­де­ния; 2) вса­сы­ва­ния4 3) де­ле­ния; 4) роста

14.Какой из ви­до­из­менённых ор­га­нов яв­ля­ет­ся ви­до­из­менённым по­бе­гом?

15. Какая ткань рас­по­ло­же­на между дре­ве­си­ной и лубом в ство­ле липы?

1) по­кров­ная; 2) фо­то­син­те­зи­ру­ю­щая

3) об­ра­зо­ва­тель­ная; 4) ос­нов­ная

16. Чем яв­ля­ет­ся клу­бень кар­то­фе­ля?

1) ви­до­из­менённым по­бе­гом; 2) кор­не­пло­дом

3) кор­не­ви­щем; 4) соч­ным пло­дом

17. Какую роль иг­ра­ет кам­бий?

1) спо­соб­ству­ет росту стеб­ля в длину

2) придаёт стеб­лю проч­ность и упру­гость

3) за­щи­ща­ет сте­бель от по­вре­жде­ний

4) обес­пе­чи­ва­ет рост стеб­ля в тол­щи­ну

18. На мел­ко­во­дьях и по бе­ре­гам рек сред­ней по­ло­сы Рос­сии про­из­рас­та­ет

1) бодяк по­ле­вой; 2) по­до­рож­ник боль­шой

3) пырей пол­зу­чий; 4) рогоз ши­ро­ко­лист­ный

19. Цве­ток име­ет­ся у

1) па­по­рот­ни­ко­вид­ных; 2) го­ло­се­мен­ных

3) пла­у­но­вид­ных; 4) по­кры­то­се­мен­ных

20. Глав­ный при­знак, по ко­то­ро­му по­кры­то­се­мен­ные рас­те­ния объ­еди­ня­ют в се­мей­ства, — осо­бен­но­сти стро­е­ния

1) ли­стьев; 2) се­ме­ни; 3) цвет­ка; 4) кор­ней

21. Вста­воч­ный рост ха­рак­те­рен для се­мей­ства

1) Ро­зо­цвет­ные; 2) Ли­лей­ные

3) Зла­ко­вые4 4) Слож­но­цвет­ные

22. На каком ри­сун­ке изоб­ражён при­знак, ха­рак­тер­ный для клас­са Дву­доль­ные рас­те­ния?

23. На каком ри­сун­ке изоб­ражён при­знак, ха­рак­тер­ный для клас­са Од­но­доль­ные рас­те­ния?

24. На каком ри­сун­ке изоб­ражён при­знак, ха­рак­тер­ный для клас­са Од­но­доль­ные рас­те­ния?

25. На каком ри­сун­ке изоб­ражён при­знак, ха­рак­тер­ный для клас­са Дву­доль­ные рас­те­ния?

26. Глав­ным при­зна­ком, от­ли­ча­ю­щим пред­ста­ви­те­лей од­но­го се­мей­ства клас­са Од­но­доль­ные от дру­го­го, яв­ля­ет­ся

1) число се­мя­до­лей в се­ме­ни

2) ду­го­вое или па­рал­лель­ное жил­ко­ва­ние

3) тип кор­не­вой си­сте­мы

4) фор­му­ла цвет­ка

27. Сте­бель-со­ло­ми­на ха­рак­те­рен для пред­ста­ви­те­лей се­мей­ства

1) Зла­ко­вые; 2) Ро­зо­цвет­ные; 3) Ли­лей­ные; 4) Кре­сто­цвет­ные

28. Как на­зы­ва­ет­ся спо­соб раз­мно­же­ния ком­нат­ных рас­те­ний, пред­став­лен­ный на ри­сун­ке?

1) раз­мно­же­ние де­ле­ни­ем куста

2) раз­мно­же­ние стеб­ле­вым че­рен­ком

3) раз­мно­же­ние кор­не­ви­щем

4) раз­мно­же­ние ли­сто­вым че­рен­ком

29. Какое рас­те­ние раз­мно­жа­ет­ся с по­мо­щью лу­ко­ви­цы?

1) тюль­пан; 2) кар­то­фель; 3) мор­ковь; 4) зем­ля­ни­ка

30. Как на­зы­ва­ют спо­соб ве­ге­та­тив­но­го раз­мно­же­ния рас­те­ний, изоб­ражённый на ри­сун­ке?

1) раз­мно­же­ние с по­мо­щью ли­сто­во­го че­рен­ка

2) раз­мно­же­ние при­вив­кой

3) раз­мно­же­ние с по­мо­щью ви­до­из­менённого по­бе­га

4) раз­мно­же­ние от­вод­ка­ми

31. По­ступ­ле­ние воды в рас­те­ние за­ви­сит от

1) ско­ро­сти от­то­ка пи­та­тель­ных ве­ществ из ли­стьев

2) кор­не­во­го дав­ле­ния и ис­па­ре­ния воды ли­стья­ми

3) про­цес­са де­ле­ния и роста кле­ток корня

4) ско­ро­сти роста и раз­ви­тия рас­те­ния

32. Какой из пе­ре­чис­лен­ных при­зна­ков ха­рак­те­рен для од­но­доль­ных?

1) в про­во­дя­щих пуч­ках при­сут­ству­ет кам­бий

2) жил­ко­ва­ние ли­стьев сет­ча­тое

3) число ча­стей цвет­ка крат­но трём

4) кор­не­вая си­сте­ма стерж­не­вая

33. Какое из пе­ре­чис­лен­ных се­мейств от­но­сит­ся к од­но­доль­ным?

1) Бо­бо­вые; 2) Ли­лей­ные; 3) Слож­но­цвет­ные; 4) Кре­сто­цвет­ные

34. Какое из пе­ре­чис­лен­ных се­мейств от­но­сит­ся к дву­доль­ным?

1) Осо­ко­вые; 2) Злаки; 3) Бо­бо­вые; 4) Ли­лей­ные

35.Какой тип плода ха­рак­те­рен для се­мей­ства бо­бо­вые?

1) боб; 2) стру­чок; 3) ко­ро­боч­ка; 4) орех

36. Какой тип плода ха­рак­те­рен для се­мей­ства паслёновые?

1) боб; 2) стру­чок; 3) ко­ро­боч­ка; 4) орех

37. Ка­ко­му числу крат­но число ча­стей цвет­ка у рас­те­ний се­мей­ства ли­лей­ные?

1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6

38. Ка­ко­му числу крат­но число ча­стей цвет­ка у рас­те­ний се­мей­ства ро­зо­цвет­ные?

1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6

39. Какая жиз­нен­ная форма чаще всего встре­ча­ет­ся у рас­те­ний клас­са Од­но­доль­ные?

1) де­ре­вья; 2) ку­стар­нич­ки; 3) ку­стар­ни­ки; 4) травы

40. При­над­леж­ность по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний к тому или иному се­мей­ству опре­де­ля­ют по

1) на­ли­чию двой­но­го опло­до­тво­ре­ния

2) раз­ви­тию семян из се­мя­за­чат­ков

3) осо­бен­но­стям стро­е­ния ли­стьев

4) осо­бен­но­стям стро­е­ния цвет­ка и плода

Ссылка на основную публикацию