Влияние частоты полива на рост и развитие растений это

Влияние частоты полива на рост и развитие растений это

Как ускорить рост растений

Все виды растений на раннем этапе формирования нуждаются в правильном уходе. Неблагоприятные условия, гормональный сбой, резкие температурные перепады и другие внешние факторы могут привести к замедлению процесса роста у цветков и различных культур. Например, для того чтобы семена хорошо прорастали в почве должно быть достаточно влаги, а фотосинтез лучше всего протекает только на свету.

Суточные ритмы, связанные с чередованием дня и ночи, также влияют на дыхание, испарение и фотосинтез. Большое влияние на растения оказывает свет, его яркость и продолжительность. Внесение различных видов удобрений содействует быстрому росту растения. Сегодня существует богатое разнообразие стимуляторов и растительных гормонов, которые играют важную роль в прорастании семени.

Факторы роста и развития растений

Тепло. Следует отметить, что требования к теплу у различных культур разнятся, кому-то тепла нужно больше, а кому-то меньше. В период цветения и плодоношения всем растениям необходима повышенная температура, особенно это касается тех культур, которые выращиваются в теплицах и парниках.

Свет. Продолжительность освещения отражается на последующем формировании семечки и как следствие цветка. Благодаря свету растения создают из воды и углекислого газа сложные органические соединения. Искусственно увеличивая световой день можно значительно повысить урожай, и улучшить качество флоры.

Вода. Требуемый уровень влажности необходим для формирования различных культур. Вода вместе с теплом пробуждает в семени жизнь. Она играет ведущую роль в формировании органических веществ и разносит их по всему растению. Вода требуется для обмена веществ и высвобождения кислорода.

Воздух. Углекислый газ жизненно необходим цветку и культурному растению. Чем энергичнее в почве протекают процессы жизнедеятельности микроорганизмов, тем больше углекислого газа получают различные насаждения.

Интенсивность физико-биологических процессов напрямую связана с влажностью почвы и температурой окружающей среды. Влияние температуры на растения невозможно переоценить. Наиболее благоприятная температура колеблется от 24 до 29 градусов. Влияние света сказывается на только на форме, но и на анатомическом строении стебля и листьев различных культур, а оптимальная влажность усиливает рост.

Важную роль в росте играют питательные вещества или же синтетические фитогормоны. Они необходимы для образования корневой системы, усиливают разрастание, помогают в разы повысить урожайность. Встречаются как натуральные, так и синтетические биостимуляторы. Среди натуральных стимуляторов можно выделить ивовую воду, водный настой крапивы и настойку из луковой шелухи. Сегодня в качестве удобрения для грядки также используются пекарские дрожжи.

Агротехнические методики ускорения роста

С каждым годом появляются все более новые и усовершенствованные способы активации роста насаждений. Среди самых распространенных методов можно выделить следующие:

Чередование посадки. Рекомендуется периодически менять посадку и на одном участке каждый год сажать разные растения.

Использование более устойчивых к вредителям сортов. Агротехники рекомендуют использовать сорта, которые обладают наилучшей устойчивостью к различным заболеваниям и вредителям.

Эффективная и слаженная борьба с вредителями. Разрастаясь, сорняки забирают все питательные вещества у растений. Кроме того, некоторые виды сорняков привлекают внимание насекомых.

На данный момент в целях ускорения роста используются специальные биокомплексы. С их помощью можно поддерживать требуемый температурный режим, уровень влажности. Они прекрасно подходят для выращивания, зелени, ягод, трав, витграса и многого другого.

Преимущества использования биокомплекса «СитиФермер ANROtech»

Идеальные условия для роста и созревания. Современная система позволяет обеспечить требуемый уровень влажности, тепла, чтобы ускорить процесс созревания.

Безопасное выращивание злаков и растений. Биокомплексы полностью герметичны, что позволяет предотвратить проникновение всевозможных паразитов и патогенной среды.

Полная автоматизация ухода. Полив растений осуществляется в автоматическом режиме. Вам не нужно осуществлять специальный уход и контроль. Биокомплекс выполнит всю работу за вас в согласии с заданными параметрами.

Удаленное управление устройства. Специальное устройство оснащено датчиками и программным обеспечением, это дает возможность удаленно следить за ростом растений с помощью смартфона или планшета.

При использовании биокомплекса отпадает необходимость в приобретении природных и синтетических стимуляторов, а также специальных удобрений. Дополнительно не требуется каждый день выделять время на полив и выполнение других операций. Выращивание экологически чистых растений с минимумом усилий гарантированно.

Полив конопли в закрытом грунте

Если в аутдоре на помощь гроверу в той или иной мере приходит сама природа (про полив в ауте можно прочитать здесь), питая кусты марихуаны грунтовыми водами или дождями, то в индоре вся работа по уходу за марихуаной ложится на плечи человека.

И даже несмотря на то, что каннабис является достаточно стойким и крепким растением, недостаток или переизбыток воды может отразиться самым негативным образом на росте, развитии и урожайности кустов. Недостаток воды – растения усыхают. Переизбыток – может образоваться плесень. В данной статье предлагаем разобраться сколько раз поливать коноплю, а также чем поливать коноплю, чтобы она радовала гровера с каждым днем.

Полив конопли в закрытом грунте на разных стадиях развития

Пожалуй, первое, о чем следует упомянуть, — это частота полива. Многие неопытные гроверы ошибочно полагают, что, полив марихуаны в закрытом грунте лучше осуществлять чаще, но с меньшим количеством воды. Но это не всегда так. Многое зависит от сорта, так сативу гораздо лучше поливать не так часто, но более обильно. В среднем оптимальным количеством воды считается четверть объема горшка, в котором выращивается куст. Просчет выполнить несложно – нужно просто поделить объем горшка на 4. Значения могут быть и приблизительными, несколько десятков миллилитров особой роли не сыграют.

Но что со стадиями роста? Как часто поливать коноплю в тот или иной период развития каннабиса? Давайте смотреть.

Вегетативная стадия

В это время, а именно в первый месяц жизни растения, очень важно, чтобы кусты получали достаточное количество жидкости. Для большинства сортов в первые недели лучше всего выполнять полив 2 раза в день, но в небольшом объеме. Можно даже меньше 1/5 от объема горшка. Здесь очень важно учитывать условия в индоре. Если температура превышает 24 градуса, а влажность меньше, чем 40%, полив нужно выполнять более обильно и, в некоторых случаях, чаще. Главное – следить за грунтом, чтобы он не пересыхал.

Стадия цветения

Теперь столь частый полив не требуется. В фазу цветения оптимальным считается один полив на 2-3 дня, а объем воды составляет ¼ горшка. Если у горшков снизу имеются отверстия, а стоят они на поддоне, то воду можно наливать прямо в него. Таким образом корни будут по мере необходимости впитывать влагу, а гровер будет полностью уверен, что не переборщил с количеством воды.

Созревание

Главное требование на данном этапе развития – не переборщить. Необходимо постепенно снижать количество воды, начиная приблизительно за две недели до ориентировочного сбора урожая (харвеста). Поливать кусты рекомендуется не чаще, чем раз в три дня. Причина в том, что именно на данном этапе своего развития марихуана наиболее восприимчива к плесени и грибкам. Провоцировать их образование и развитие слишком большим количеством воды определенно не следует.

Чем и в какое время все же лучше поливать каннабис?

Для марихуаны вполне подходит и обычная водопроводная отстоявшая вода без особых излишеств. Главное, чтобы ее температура была близкой к комнатной. Марихуана плохо переносит слишком жесткую или хлорированную воду. Поэтому если гровер все-таки планирует использовать водопроводную воду, лучше всего оставить ее постоять около суток. За это время хлор и многие другие химические элементы улетучатся, а вода станет более пригодной для полива. Плюс наберет нужную температуру.

Важные критерии воды:

  • рН должен составлять в среднем 6-6,5. При завышенных показателях можно окислить воду, например, лимонной кислотой;
  • ЕС – 0,3.

Мнения по поводу того, когда лучше всего поливать коноплю в индоре, немного расходятся. Одни гроверы настойчиво утверждают, что самое лучшее время для полива – это раннее утро, в то время как другие приводят веские доводы, что лучше поливать каннабис вечером. Но вот по факту растениям в индоре нет особой разницы от того, в какое время происходит полив. Разумеется, если растение подвергается воздействию прямых солнечных лучей, разговор другой. Но в классическом индоре, где освещение искусственное, время полива практически не играет никакой роли.

Единственный важный момент: не рекомендуется поливать растения ночью, так как в это время в помещении становится прохладнее. То есть, среда становится более благоприятной для образования плесени. Все-таки лучше всего выполнять, полив до обеда или ближе к вечеру.

Еще несколько советов по поливу каннабиса в индоре

  • Можно ориентироваться по времени полива, взвешивая горшки в руках. Просто подымите горшок, когда он только залит водой. А в дальнейшем выполняйте полив тогда, когда вес ощутимо снизится. Главное – не повредите при этом сами растения;
  • Еще один отличный способ проверить необходимость полива – пальчиковый. Если на глубине 4-5 см почва уже сухая, значит пришло время поливать кусты. Если уже через 1-2 см земля мокрая, то можно еще подождать;
  • Если планируется добавление в воду удобрений, то переусердствовать с ними не стоит. Лучше всего добавлять их через 1-2 полива. Не все сорта каннабиса любят обильные удобрения;
  • На поверхности почвы со временем формируется достаточно плотная корка, которая мешает попаданию воды к корневой системе. Чтобы предотвратить ее образование, рекомендуется не реже одного раза в неделю рыхлить почву на глубину пары сантиметров;
  • Не стоит забывать, что опрыскивание – это неотъемлемая часть полива. Но частить с ним тоже не стоит. Оптимально — один-два раза в неделю. Если выполнять опрыскивание чаще, то кусты начинают активнее впитывать воду через листву, а развитие корневой системы притормаживается. Этого допускать определенно не следует.

Если же гровер видит, что растения пересушены или страдают от слишком обильного полива, значит нужно незамедлительно пересмотреть свой подход к работе. Иначе есть риск сильно навредить растениям и остаться без качественного урожая. Своевременный и качественный полив – это первоочередный гарант того, что урожайность будет на должном уровне, а растения будут крепкими и сильными.

*Вся представленная информация носит исключительно ознакомительный характер и не является руководством или призывом к действию.

**Напоминаем, что использование семян марихуаны в качестве посевного материала (выращивание конопли с целью получения растения) запрещено УК Российской Федерации. Подробнее с законом Вы можете ознакомиться здесь.

Влияние Луны на рост и развитие растений

Несколько лет назад, прочитав книгу “Всё в нужный момент”, я стала обращать внимание на возраст Луны и её положение в Зодиаке. Почти каждый, кто имел дело с цветами или другими растениями, хоть однажды пережил события, которые при ближайшем рассмотрении кажутся необъяснимыми: в разное время, при совершенно одинаковых условиях были посажены, политы, удобрены растения, а получились совершенно различные результаты.

Я купила отрывной календарь, где указаны фазы Луны и положение в Зодиаке. Этот календарь очень удобен тем, что в нем указано время вступления Луны в данный знак Зодиака.

Работая с цветами, я записывала, что и когда делаю. Я заметила, что растения, которые посаженные раньше в “неблагоприятные дни”, намного отстают в росте от тех, что посажены в “хорошие дни”.

Влияние положения Луны в Зодиаке на природу

Знак зодиакаЧасть растенияЭлементКачество днейЛунаМои наблюдения
ОвенПлодОгоньДни теплавосходящаяхорошо
ТелецКореньЗемляДни холодавосходящаяотлично
БлизнецыЦветокВоздухДни светанисходящаянеудовл.
РакЛистВодаДни водынисходящаяхорошо
ЛевПлодОгоньДни тепланисходящаяхорошо
ДеваКореньЗемляДни холоданисходящаяотлично
ВесыЦветокВоздухДни светанисходящаянеудовл.
СкорпионЛистВодаДни водынисходящаяотлично
СтрелецПлодОгоньДни теплавосходящаяхорошо
КозерогКореньЗемляДни холодавосходящаяотлично
ВодолейЦветокВоздухДни светавосходящаяотрицательно
РыбыЛистВодаДни водывосходящаяотлично

Приведенная таблица обобщает самые важные определяющие свойства знаков Зодиака для всех работ с растениями и в природе — воздействие на различные части растений, качество дней. А также определяет восходящую или нисходящую Луну, которая сопутствует тому или иному знаку. Каждый знак Зодиака действует на разные части растений: корни, листья, плоды, цветки. С помощью таблицы и календаря вы можете правильно понять рекомендации и приурочить свои работы с цветами к природным ритмам. Учитывая нужный момент для соответствующих работ, вы сможете избежать многих негативных воздействий, и удача послужит вам источником радости. Эти советы относятся к здоровым растениям, но если цветок болен — его нужно спасать в любой день.

Полив. Комнатные и балконные растения следует регулярно поливать, однако не так часто, как это обычно делают. Комнатные растения хорошо поливать преимущественно в “дни листа” (Рак, Скорпион, Рыбы) и в дни корня (Телец, Дева, Козерог); лучше всего — мягкой отстоявшейся водой. Приучите свои растения к новому ритму. Исключения составляют некоторые влаголюбивые растения, которым нужен частый полив. Откажитесь от полива, по крайней мере, в “дни цветка”. На растениях, поливаемых в эти дни (Близнецы, Весы, Водолей) часто заводятся вредители.

Пересадка. Пересадка растений должна происходить при растущей Луне, альтернативно — при нисходящей Луне. Растения, пересаженные в это время, быстро образуют новые корни и прекрасно растут. Для черенков время растущей Луны — самое благоприятное. Они быстро растут и в короткое время дают корешки. Дни Девы для этого — самые благоприятные. Конечно, Луна каждый месяц находиться только два-три дня в знаке Девы, но то, что вы успеете сделать в эти дни (из работ по посадке) оправдает все ваши усилия. Однако осенью работа с черенками дает наилучшие результаты при убывающей Луне. В воде хорошо укоренять черенки, выбирая “дни листа” — в эти дни вся сила растения переходит в листья.

Все меры по борьбе с болезнями растений принимаются при убывающей Луне.

Удобрения рекомендуется вносить в полнолуние или при убывающей Луне. Удобрения цветов, как и поливку, нужно проводить в “дни листа”. Для цветов со слабым ростом корней вы можете выбрать “день корня” (Телец, Дева, Козерог).

Неблагоприятными днями являются первые 2-3 дня новолуния (черная Луна) и 2-3 дня полнолуния. А также Водолей, в народе говорят: “Водолей — нет корней”.

Читайте также:  На листьях комнатных цветов коричневые пятна на

Если вы купили черенки в неблагоприятные дни, то исправить положение можно обновив срез и поменяв воду в следующие благоприятные дни, которые наступают через 2-3 дня.

В первый день новолуния хорошо делать только удаление (прищипывание) верхушки растений, если оно вытянулось и не дает боковых побегов. А также если вы хотите размножать фиалки делением куста — это химеры и фантазийные фиалки, которые плохо передают окраску черенками.

Мои советы касаются только планирования работы с цветами, применяя лунный календарь, а все правила ухода за ними общепринятые. Что и когда делать решать вам, я только поделилась своими наблюдениями.

Влияние на рост и развитие растений макроэлементов, дополнительно вносимых в универсальный готовый грунт

Дата публикации: 29.03.2019 2019-03-29

Статья просмотрена: 201 раз

Библиографическое описание:

Захарова А. А., Кунаковская Н. Ю. Влияние на рост и развитие растений макроэлементов, дополнительно вносимых в универсальный готовый грунт // Юный ученый. — 2019. — №3.1. — С. 23-25. — URL https://moluch.ru/young/archive/23/1436/ (дата обращения: 24.02.2020).

Во все времена люди продолжают поиски наилучшего питания растений, т. е. внесение удобрений для ускорения роста растений и повышения плодородия. Поэтому актуальными остаются вопросы, связанные с необходимостью дополнительного внесения макроэлементов в почву. А также возникает вопрос: если внести большое количество макроэлементов: приведет ли это к увеличению урожайности и выращиванию здоровых растений, или же на оборот — растение погибнет.

Ключевые слова: растения, макроэлементы, азот, фосфор, калий, магний, поваренная соль.

С древних времен человечество занимали вопросы: почему растут растения и как они питаются. Первый эксперимент с целью изучения питания растений был проведен голландским ученым Я. Б. ван Гельмонтом в 1629г. при выращивании ивы. По результатам опыта он сделал вывод, что вся растительная масса была создана за счет воды, которой поливали растение.

Однако, позже один из основателей агрономии А. Т. Болотов писал, что пища растений в почве и состоит она из воды и минеральных частиц.

С развитием растениеводства стали складываться представления о почвенном питании растений.

Еще в VI — V тысячелетии до новой эры при выращивании различных культур использовали золу, ил, перегной, как средства, повышающие плодородие почвы.

Почва является неотъемлемой частью царства природы: без почвы невозможно существование всего живого на нашей планете. Почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ.

Цель работы — определить, как влияют на рост и развитие растений макроэлементы, дополнительно вносимые в универсальный готовый грунт, то есть в почву, в которой уже содержится необходимое количество макроэлементов.

  1. Опытным путем установить, как растут растения, посаженные в универсальный готовый грунт:

− без дополнительного внесения макроэлементов.

− с дополнительным внесением таких макроэлементов как азот и фосфор, калий и магний.

− и с добавлением раствора поваренной соли.

  1. Определить целесообразно ли вносить макроэлементы в большом количестве в универсальную почву.
  2. Доказать отрицательное влияние раствора поваренной соли на рост и развитие растений.

Минеральное питание является основным источником энергии, без которой угасают все жизненные процессы, так как пища необходима каждому организму, в том числе и растению.

Питание это одно из основных условий для качественного роста растения. Они добывают пищу посредством корней, извлекая из грунта воду и нужные минеральные вещества.

Минеральные элементы играют большую роль в обмене веществ растений. Нормальное развитие, рост не могут быть без минеральных элементов.

Все питательные элементы делятся на макро- и микроэлементы.

Исследования золы, оставшейся от растений, показали, как много в ней остается химических элементов. Это говорит о том, что химические элементы поглощаются и скапливаются в растениях.

Уровень минеральных веществ в почве очень важен, поскольку от этого зависит урожайность. В разных почвах различна степень насыщенности почвы нужными веществами.

Каждому элементу отведена своя роль в жизни растительного организма.

Биологическая роль таких важных макроэлементов как азот, калий, фосфор и магний огромна для роста растений. Растения, имеющие недостаток данных макроэлементов, растет неполноценно и быстро погибает.

В литературе встречается множество рекомендаций по применению поваренной соли как стимулятора роста растений и в борьбе с вредителями и сорняками.

Но необходимо учесть, что соли натрия присутствуют во всех типах почв и чрезмерное скопление солей в почве может вызвать солевое отравление и гибель растений.

Засоление приводит к сильному затруднению поступления воды в растение.

Практическая работа проводилась с 14 августа по 08 октября 2018 года.

На первом этапе при одинаковых условиях прорастили семена бобов, затем их посадили в горшки, заполненные готовым универсальным грунтом.

Горшки пронумеровали: I, II, III и К (контроль), затем поместили на подоконник в условия одинаковой освещенности в рассеянном солнечном свете.

На втором этапе исследования при выращивании бобов почву путем поливали растворами с макроэлементами.

Для этого в ёмкости приготовила растворы минеральных удобрений:

− I емкость — азот и фосфор;

− II емкость — калий и магний;

− III емкость — раствор поваренной соли.

Нумерация ёмкостей с растворами соответствовала нумерации горшков с землей. Горшок К поливали отстойной водопроводной водой.

На третьем этапе проводилось наблюдение за развитием растений.

Через одну неделю первые признаки гибели растений появились:

в горшке III, где полив осуществляли раствором поваренной соли, и в горшке I, где полив осуществляли раствором азота и фосфора.

К концу опыта растения погибли.

В течение опыта было установлено следующее:

− максимальная высота стебля растения отмечена в горшке К (контроль), где полив осуществлялся отстойной водой, высота стебля составила 36 см, минимальная — в горшке I, где полив осуществлялся удобрениями с азотом и фосфором; высота составила — 18 см.

максимальный прирост стебля растения в горшке К (контроль), и составил -28 см; минимальный — в горшке III, где полив осуществлялся раствором поваренной соли, составил — 6 см.

− наибольшее количество листочков наблюдалось на растении в горшке К (контроль), выросло — 36 листочков, наименьшее — в горшке III, где полив осуществлялся раствором поваренной соли, выросло 6 листочков.

− максимальная толщина стебля растения у основания наблюдалась у растения в горшке К (контроль), составила — 7 мм, минимальная — в горшке I, где полив осуществлялся удобрениями с азотом и фосфором, составила 2 мм.

По результатам опытов сделаны следующие выводы:

  1. Растение, посаженное в универсальный готовый грунт, которое поливали отстойной водой, обогнало в росте и количестве листочков других растений, которых поливали растворами, содержащими азот и фосфор, калий и магний, и поваренной соли.

  1. При поливе раствором удобрения, содержащим азот и фосфор, растение:

− отстало в росте и количестве настоящих листочков от растения в контрольном горшке и растений, полив которых осуществлялся раствором, содержащим калий и магний,

− погибло к концу опыта.

  1. При поливе раствором удобрений, содержащим калий и магний, растение:

— отстало в росте и количестве листочков от растения в контрольном горшке,

— не погибло к концу опыта.

  1. При поливе раствором поваренной соли, у растения:

− имелось значительное отставание в росте,

− первые признаки увядания и гибели появились через одну неделю после начала опыта,

− растение к концу опыта погибло первым.

Следовательно, раствор поваренной соли вызвал солевое отравление и гибель растения.

Для нормального роста и развития растений требуется достаточное количество минеральных веществ. Недостаток какого-либо одного элемента не может быть восполнен избытком другого.

Как недостаток макроэлементов в почве, так и их избыток губителен для растений.

По внешним признакам можно судить о недостатке или избытке в почве того или иного элемента питания и о потребности растений в удобрениях. Нужно лишь внимательно посмотреть на растение.

1. Водный режим растений https://studfiles.net/ review/4404531/page:17/Де 01г.

2. Действие солей на растения. http://www.activestudy.info/dejstvie-solej-na-rasteniya/

3. 3. Пасечник В. В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2011 г.

4. Сент-Экзюпери Антуан «Планета людей». М.: Издательский дом: Детская литература, 20

Как частота полива влияет на рост и развитие растений?

Биология | 5 – 9 классы

Как частота полива влияет на рост и развитие растений?

Есть влаголюбивые растения, которые любят сильный пролив, а есть засухоустойчивые (кактусы, сукуленты), которые любят редкий пролив, поэтому каждому растений нужен свой пролив, нужно помнить, излишняя влага погубит расстение.

Как человек влияет на природе?

Как человек влияет на природе.

1)Что такое привычки?

1)Что такое привычки?

Какие бывают привычки?

2)Какие вещества содержаться в табачном дыме?

3)Как влияет алкоголь на развитие плода?

Как человек влияет на природу ?

Как человек влияет на природу ?

Выпишите номера правильных утверждений : 1?

Выпишите номера правильных утверждений : 1.

Все органы растения взаимосвязаны и участвуют в его жизнидейтельности.

2. основные свойства растения как биосистемы – питание и дыхание.

3. изменяющиеся условие окружающей среды не влияют на жизнидеятельность растения.

Соотнесите пожалуйста, срочно надо?

Соотнесите пожалуйста, срочно надо!

Характеристики изменчивости виды изменчивости 1)уменьшается скорость роста а)наследственная растений при недостаточном поливе б)ненаследственная 2)изменяется последовательность нуклеотидов в триплетах 3)проявляется у отдельных особей в популяции 4)признак сходно изменяется у группы организмов одной популяции 5)возникает случайно 6)признак развивается в пределах нормы реакции.

. Азотные удобрения А) усиливают рост растений Б) ускоряют цветение В) ускоряют созревание плодов Г) повышают холодостойкость растений?

. Азотные удобрения А) усиливают рост растений Б) ускоряют цветение В) ускоряют созревание плодов Г) повышают холодостойкость растений.

1. Какие органические удобрения вы знайте?

1. Какие органические удобрения вы знайте?

2. Какие минеральные соли необходимы растениям?

3. Какое влияние на рост и развитие растений оказывают азот, калий, фосфор?

4. Какие минеральные удобрения влияют на рост и урожай растений?

5. Что такое подкорма растений?

Для чего она нужна?

6. Когда проводят подкорму растений?

7. Какие правила надо соблюдать при внесении удобрения?

Опишите , что происходит с растительной клеткой по мере её роста и развития?

Опишите , что происходит с растительной клеткой по мере её роста и развития?

Как свет влияет на питание дыхание и испарение у растения ?

Как свет влияет на питание дыхание и испарение у растения ?

Как взаимосвязаны процессы роста и развития в организме растений?

Как взаимосвязаны процессы роста и развития в организме растений?

За счет каких тканей и процессов они происходят?

На этой странице находится вопрос Как частота полива влияет на рост и развитие растений?. Здесь же – ответы на него, и похожие вопросы в категории Биология, которые можно найти с помощью простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса соответствует уровню подготовки учащихся 5 – 9 классов. В комментариях, оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.

В мире существует большое количество живых организмов, одних животных около 2 млн. Нелегко по отдельности называть каждое животноеи систематизировать. Кроме того в каждой стране ученые давали свое название и получалось один вид имел несколько назва..

Комнатные растения выполняют свою главную функцию : дарят людям радость, помогают им быть здоровее, а значит, лучше трудиться, большего достичь. И люди, и животный мир в отсутствие растений долго жить не способны. Интересно знать, что каждый цвет о..

При скрещивании двух ГОМОЗИГОТНЫХ особей, отличающихся друг от друга по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки передаются потомству независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.

Жаркую душную летнюю погоду сменяет осенняя прохлада. Суточный день становится короче, а ночи начинают тянуться нескончаемо долго. На неизбежные изменения первыми реагируют деревья. Они активно начинают сбрасывать листву, она желто – багряным ковр..

У кишечнополостных есть полость, а у плоских червей нет. Усложнение состоит в том, что появилось больше систем.

Мир эукариотных растений отнюдь не ограничивается красными и зелеными водорослями. В современной биосфере процветают различные группы организмов с золотисто – бурыми хлоропластами. Одноклеточные и колониальные диатомовые водоросли, клетки которых з..

Чечевички особые образования в пробковой ткани стебля, появляющиеся на смену бывших в эпидермисе устьиц. Ч. служат вентиляторами, при помощи которых происходит обмен газов между внутренней атмосферой стебля и окружающим воздухом. В готовом состояни..

Для большинства рыб характерна веретеновидная, обтекаемая форма тела. Это позволяет им обитать и передвигаться в водной среде. Их тело покрыто чешуёй, которая выполняет защитную функцию. Снаружи чешуя покрыта слоем слизи, что уменьшает трение тела..

Проект «Влияние структурированной воды на рост и развитие комнатных растений».
проект по окружающему миру (3, 4 класс) на тему

Структурированная вода положительно влияет на рост и развитие комнатных растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
tezisy.doc31.5 КБ
proekt_1_.doc585 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы к проекту

«Влияние структурированной воды на рост и развитие комнатных растений».

Фамилия, имя, класс автора проекта:

Румянцев Леонид, 3 класс «Л».

Фамилия, имя, отчество руководителя проекта:

Мирошникова Лариса Витальевна.

Цели, задачи проекта (гипотеза для исследовательских проектов):

Цель моей работы:

– узнать, что такое структурированная вода;

– получить структурированную воду в домашних условиях;

– выяснить, как структурированная вода влияет на рост комнатных растений.

В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:

– найти и изучить информацию о получении структурированной воды в домашних условиях;

– вырастить фиалки, используя структурированную и обычную отстоянную воду из-под крана;

– проанализировать полученные результаты.

Гипотеза исследовательского проекта:

Структурированная вода положительно влияет на рост и развитие комнатных растений.

Обоснование выбора проекта:

У нас дома есть много комнатных растений, которые цветут почти круглый год. Я часто вижу, как бабушка в зависимости от времени года переставляет комнатные цветы к свету, часто удобряет почву, готовит структурированную воду и поливает ею комнатные растения.

Оказывается, выбор воды для полива комнатных растений играет немаловажную роль. Обычная вода, набранная из-под крана, может не только плохо усваиваться цветами, но и вредить им; кипяченая вода не питает почву минералами; полив холодной водой может привести к опаданию листьев и бутонов. Бабушка поливает комнатные растения структурированной водой комнатной температуры.

Мне стало интересно узнать, как готовится структурированная вода, какими свойствами она обладает и как влияет на рост комнатных растений.

Краткое описание рассмотренных в проекте вопросов:

Ученые изучают строение воды давно и довольно подробно.

Разная вода имеет свою определенную структуру. Получается, что структура воды – это то, как организованы ее молекулы. Благодаря правильной структуре молекул, структурированная вода легко усваивается комнатными растениями.

В природе структурированная вода образуется в результате таяния ледников. Однако структурированную воду можно легко получить в домашних условиях. Самый простой способ – заморозить и разморозить водопроводную воду, более сложный способ – собрать пары с кипящей воды. Также воду можно приготовить с использованием специальных домашних фильтров для очищения воды от примесей или с помощью нанокерамики.

Структурированная вода с помощью нанокерамики готовиться очень просто. Водопроводную воду пропускают через обычный домашний фильтр, а затем в воду кладут нанокерамику. Благодаря инфракрасным волнам, которые излучает нанокерамика, вода через несколько часов становится структурированной.

В ходе своей исследовательской работы я наблюдал за ростом комнатных растений, поливая их обычной водой и структурированной водой, а также вел дневник наблюдений, который помог мне сделать вывод о влиянии структурированной воды на рост и развитие комнатных растений.

Выводы и результаты:

1. Вода является одним из самых важных факторов при уходе за комнатными растениями.

2. Разная вода имеет определенную структуру молекул.

3. Структурированная вода имеет правильную структуру молекул и легко усваивается комнатными растениями.

4. Структурированную воду легко получить в домашних условиях.

5. Структурированная вода положительно влияет на рост и развитие комнатных растений.

6. Растения, которые поливают структурированной водой, в отличии от тех, которые поливают обычной водой, быстрее растут, набирают сил и зацветают.

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа лицей № 1420

Адрес: 109444, г. Москва, ул. Ташкентская, д.21, к.2.

Тел./факс: (495) 376-78-38

на рост и развитие комнатных растений»

ученик 3 «Л» класса

Мирошникова Лариса Витальевна

Румянцева Елена Владимировна

Москва, 2016 год

3. Этапы работы над проектом ……………………………………………………… 3 4. Что такое структурированная вода? . …………………………………………… 4

5. Получение структурированной воды …………………………………………. 7

6. Исследовательская работа………………………………………………………… 9

У нас дома есть много комнатных растений, которые цветут почти круглый год. Я часто вижу, как бабушка в зависимости от времени года переставляет комнатные цветы к свету, часто удобряет почву, готовит структурированную воду и поливает ею комнатные растения.

Оказывается, выбор воды для полива комнатных растений играет немаловажную роль. Обычная вода, набранная из-под крана, может не только плохо усваиваться цветами, но и вредить им; кипяченая вода не питает почву минералами; полив холодной водой может привести к опаданию листьев и бутонов. Бабушка поливает комнатные растения структурированной водой комнатной температуры.

И мне стало интересно узнать, как готовится структурированная вода, какими свойствами она обладает и как влияет на рост комнатных растений.

2. Цели и задачи проекта.

Цель моей работы:

– узнать, что такое структурированная вода;

– получить структурированную воду в домашних условиях;

– выяснить, как структурированная вода влияет на рост комнатных растений.

В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:

– найти и изучить информацию о получении структурированной воды в домашних условиях;

– вырастить фиалки, используя структурированную и обычную отстоянную воду из-под крана;

– проанализировать полученные результаты.

3. Этапы работы над проектом.

Я вместе с учителем составил этапы работы над проектом.

1 этап – Поисковый:

– чтение и анализ литературы (энциклопедий, справочников и т.п.);

– посещение детской библиотеки;

2 этап – Аналитический:

– отбор нужной информации по теме проекта;

3 этап – Практический:

– оформление собранного материала;

4 этап – Презентационный:

5 этап – Контрольный:

– анализ выполненной работы;

В поисках информации о воде и о влиянии воды на рост и развитие комнатных растений я прочитал много справочной литературы, энциклопедий по ботанике, книг о воде, посетил детскую библиотеку, просматривал сайты в интернете, беседовал с взрослыми.

Через несколько недель я узнал много интересного о структурированной воде, ее структуре, выяснил, как можно получить структурированную воду в домашних условиях и как она влияет на рост комнатных растений.

Получается, что вода для комнатных растений, также как и для человека, является одним из самых важных компонентов. Для нормального существования и цветения комнатному растению необходимо 75-80% воды от его массы.

4. Что такое структурированная вода?

Ученые изучают строение воды давно и довольно подробно. Ни для кого не секрет, что вода – основа жизни на Земле.

Современная наука, занимающаяся вплотную исследованиями воды, обнаружила множество разновидностей структуры воды. Разная вода имеет свою определенную структуру. Получается, что структура воды – это то, как организованы ее молекулы.

Молекула воды Н 2 О имеет вот такое строение:

Если рассмотреть молекулы воды под микроскопом, то можно увидеть, как молекулы объединяются в группы.

Водопроводная вода под микроскопом выглядит непривлекательными кляксами, неорганизованно, имеет нарушенную структуру, поэтому плохо усваивается комнатными растениями и даже вредит им.

Молекулы структурированной воды объединяются в организованные группы – кластеры. Кластеры – это ячейки, которые обладают особой молекулярной шестигранной структурой.

Благодаря правильной структуре молекул, структурированная вода легко усваивается комнатными растениями. В энциклопедиях структурированную воду по-другому еще называют живой водой, т.к. такая вода не содержит вредных примесей. Но сохранить структурированную воду очень сложно, вода сохраняет свои свойства не более 20 часов.

Нальем в стаканы структурированную воду и водопроводную воду и сравним их структуру:

Структурированная вода Водопроводная, отстоянная вода

5. Получение структурированной воды.

Я узнал, что в природе структурированная вода образуется в результате таяния ледников. Однако структурированную воду можно легко получить в домашних условиях.

Из прочитанных мною книг, я выяснил, что существует несколько способов ее получения:

  1. Самый простой способ – заморозить и разморозить водопроводную воду.

Воду из-под крана предварительно некоторое время отстаивают. Затем воду разливают в емкости и замораживают в морозильнике при температуре -18 градусов.

Примерно через 8-10 часов емкости с замороженной водой достают из морозилки и обдают их горячей водой из-под крана, чтобы легче было достать лед из емкости.

Внутри замершей воды под корочкой льда осталась жидкость. Лед протыкают и выливают не замершую воду. Лед оставляют таять при комнатной температуре. Жидкость, полученная после размораживания, и есть структурированная вода.

  1. Более сложный способ – собрать пары с кипящей воды.

Воду нагревают до кипения, образуется пар, который проходят через холодное отделение и превращается в структурированную воду.

3. Использование специальных домашних фильтров для очищения воды от примесей.

Это керамический материал, изготовленный на основе вулканических пород и минеральных комплексов, который излучает инфракрасные волны. В состав нанокерамики входит более 60 полезных элементов.

С помощью нанотехнологий все материалы измельчаются до мелких нано -частиц, потом их прессуют в определенные формы и прогревают при температуре 1 300 градусов.

Структурированная вода с помощью нанокерамики готовиться очень просто. Водопроводную воду пропускают через обычный домашний фильтр, а затем в воду кладут нанокерамику. Благодаря инфракрасным волнам, которые излучает нанокерамика, вода через несколько часов становится структурированной.

6. Исследовательская работа.

Мне стало интересно, почему именно структурированной водой бабушка поливает комнатные растения. А что будет с комнатными растениями, если их поливать обычной водой? И я решил понаблюдать за ростом комнатных растений, если их поливать обычной водой и структурированной водой.

Из всех домашних растений я выбрал фиалки, т.к. они имеют прекрасный, ни с чем несравнимый нежный запах, и многообразную разноцветную окраску цветков. В качестве способа получения структурированной воды я использовал нанокерамику (шестигранник).

В ходе своей наблюдательской работы я проделал следующее:

– вырастил фиалки из листочков,

– готовил структурированную воду с помощью нанокерамики,

– поливал фиалки структурированной и отстоянной водой,

– наблюдал за ростом, развитием и цветением фиалок.

Свой проект я начал 01 декабря 2014г. и закончил 14 сентября 2015г.

В качестве метода работы я использовал методику выращивания фиалок из листочков в домашних условиях.

Фиалки лучше всего выращивать с помощью отдельных листочков, поэтому я отрезал от куста фиалки два листика и поставил их в стаканы с водой. В стаканы я налил отстоянную воду, а в один из стаканов я положил нанокерамику (шестигранник) для структурирования воды.

Стаканы с листочками я поместил в светлое, теплое место и стал ждать появления корешков. Через 11 дней корешки появились у листа фиалки, который стоял в структурированной воде (далее – лист 1), а у листа фиалки, который стоял в обычной воде (далее – лист 2), только через 20 дней.

Спустя еще одну неделю корешки у листа 2 достигли 1,5см, и их уже можно было высаживать в землю.

Я посадил оба листочка в горшки.

Лист 1, посаженный в первый горшок, я поливал структурированной водой, а лист 2, посаженный во второй горшок, обычной отстоянной водой.

Через три недели около листа 1 стали появляться маленькие листочки, а маленькие листочки около листа 2 появились только через месяц.

Получается, что листочки в первом горшке, которые я поливал структурированной водой, появлялись быстрее, чем листочки во втором горшке, которые я поливал обычной водой.

Спустя еще месяц вокруг листа 1 из новых листиков сформировался маленький кустик фиалки, а около листа 2 появилось только несколько новых листочков.

Спустя еще два месяца, вокруг листа 1 сформировался настоящий зеленый куст фиалки, а вокруг куст фиалки вокруг листа 2 только продолжал формироваться. Теперь фиалки я стал поливать реже, примерно 2-3 раза в неделю, и воду наливал прямо в поддон, чтобы не повредить листья фиалок.

Я с нетерпеньем ждал появление первых бутонов. И вот у первой фиалки появился первый бутон, а затем очень быстро стали появляться другие бутоны.

Первая фиалка во всю уже цвела и радовала меня, а у фиалки, посаженной во второй горшок, появился только первый бутон.

Через месяц фиалки, посаженные в оба горшка, активно цвели.

Я наблюдал за ростом и цветением фиалок еще около месяца. Несмотря на то, что фиалка, которую я поливал обычной водой, обильно цвела и у нее появлялось много бутонов, она все-таки отставала в росте и цветении от другой фиалки.

Я вырастил красивые фиалки для бабушки и на этом мои наблюдения закончились.

Если поливать комнатные растения структурированной водой, то они будут цвести практически круглый год.

На протяжении всего проекта я вел дневник наблюдений за ростом и цветением фиалок.

Дневник наблюдений помог мне сравнить и сделать выводы о влиянии структурированной воды на рост комнатных растений.

Действия и наблюдения

Отрезал лист и поставил в стакан с водой

Появление первого корешка

Посадил листочки в горшки

Появление первых новых листочков

Формирование кустика фиалки

Появление первых бутонов

В своей работе я собрал информацию о структурированной воде, выяснил, как можно приготовить такую воду в домашних условиях, провел исследования и выяснил влияние структурированной воды на рост комнатных растений.

На рост комнатных растений влияет освещение, температура и влажность воздуха, полив, питание и состав почвы. Умение правильно подготовить воду для поливки комнатных растений – один из самых важных факторов при уходе за ними.

Разная вода имеет свою определенную структуру и по-разному влияет на рост и развитие комнатных растений.

Водопроводная вода имеет нарушенную и неорганизованную структуру, содержит хлор и поэтому плохо усваивается комнатными растениями, даже вредит им и может погубить растение. Фильтрованная вода теряет полезные свойства. Отстоянная вода содержит меньше вредных примесей, такой водой можно поливать цветы, но они будут расти медленнее. Структурированная вода легко усваивается комнатными растениями благодаря правильной структуре молекул. В энциклопедиях структурированную воду по-другому еще называют живой водой, т.к. такая вода не содержит вредных примесей.

Из энциклопедий я узнал способы получения структурированной воды в домашних условиях. Одним из таких способов, с помощью нанокерамики, моя бабушка структурирует воду и поливает ее комнатные растения. Оказывается, приготовить такую воду очень легко и просто в домашних условиях.

Я читал в книгах, что структурированная вода лучше всего влияет на рост растений и решил провести эксперимент и сравнить влияние структурированной воды и обычной отстоянной воды на рост и развитие домашних фиалок.

На протяжении всего периода наблюдений за ростом и цветением фиалок, я наблюдал, что фиалка, которую я поливал структурированной водой, значительно быстрее дала корешки, росла и зацветала по сравнению с фиалкой, которую я поливал обычной отстоянной водой.

Проработав массу текстов и материалов о структурированной воде, я узнал много интересного для себя, расширил свой кругозор, пополнил свои знания.

1. Вода является одним из самых важных факторов при уходе за комнатными растениями.

2. Разная вода имеет определенную структуру молекул.

3. Структурированная вода имеет правильную структуру молекул и легко усваивается комнатными растениями.

4. Структурированную воду легко получить в домашних условиях.

5. Структурированная вода положительно влияет на рост и развитие комнатных растений.

8. Список литературы.

  1. Ликум А. Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем». – М.: ТКО АСТ, 1994г.
  2. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. – М.: Кладезь, 2003г.
  3. Эйзенберг Д., Кауцман В. Структура и свойства воды. – Л.: Гидрометиоиздат, 1975г.
  4. Стехин А.А., Яковлева Г.В. Структурированная вода. Нелинейные эффекты. – М.: ЛКИ, 2008г.

Факультативное занятие в 10-м классе “Роль физических факторов в биологическом росте растений”

Разделы: Физика

Вопрос, рассмотренный на факультативном занятии, посвящён проблеме, возникшей на стыке различных научных и технических дисциплин – физики, биофизики, биологии, химии – учению о росте растений: одному из активно-развивающихся направлений физиологии растений.

Объектом исследования являются межпредметные связи дисциплин естественнонаучного цикла: физики и биологии.

Предмет анализа – влияние физических параметров на скорость роста растений.

Растение растёт и развивается. Рост – это количественное нарастание массы растения, увеличение числа листьев, корней, побегов, объёма и числа клеток, а развитие – это качественные морфологические и физиологические изменения, которые происходят в растительном организме в течение жизненного цикла. Примером роста может служить появление на ветке новых листьев.

Появление цветка – это качественно новое состояние растительного организма, свидетельствующее о том, что в нём произошли глубокие биохимические и физиологические сдвиги. Неудивительно, что цветение – показатель развития растений.

Учение о росте растений – одно из наиболее активно развивающихся направлений физиологии растений.

Ещё Плиний писал в «Естественной истории», что растения и деревья растут с различной скоростью: «Некоторые растения (деревья) по природе растут медленно, и прежде всего те, которые рождаются только из семян, и отличаются долговечностью. Те же, которые быстро гибнут, быстро и растут, как, например, смоковничное и гранатовое деревья, слива, яблоня, груша, мирт, ива».

В Мьянме (бывшей Бирме) растёт представитель семейства бобовых амхерстия благородная – одно из самых декоративных растений мира, названное «королевой цветущих деревьев». На фоне её тёмно-зелёной листвы очень красиво выглядят крупные 30-сантиметровые соцветия, состоящие из двух десятков ярких крупных цветков. Из-за высокой декоративности амхерстию нередко культивируют в тропиках. Листья её всего за несколько дней достигают метровой длины. Ещё более быстрыми темпами растёт бамбук. Так, например, побеги этого растения увеличиваются за минуту на 0,6 мм, за час на 3,6 см, за сутки на 86,4 см [3].

Почему же между отдельными видами растений существует такая значительная разница в темпах роста. Как правило, в течение суток каждая клетка зоны роста удваивается, и у разных видов растений длина зоны роста разная. У медленнорастущих растений в росте участвует лишь кончик стебля длиной всего 0,6 см, в то время как у бамбука задействован иногда 60-сантиметровый участок стебля. Но существует ещё множество условий, влияющих на рост и развитие растения. Например, вода тепло, свет, воздух, окружающая среда.

Внешние и внутренние факторы роста растений

В процессе роста растений особенно наглядно проявляется тесная взаимосвязь внешних и внутренних факторов. Внешние условия (температура, свет, наличие воды и минеральных веществ, уравновешенность почвенного раствора и др.) обусловливает нормальный ход физиологических процессов. Зеленое растение в процессе обмена веществ образует не только целый ряд питательных веществ, но и разнообразные физиологически активные вещества (витамины, ферменты, гормоны и среди последних гиббереллины, кинины, ауксины), которые являются внутренними регуляторами роста. Физиологически активные вещества необходимы для растительного организма в сравнительно небольших количествах.

К фитогормонам можно отнести ряд веществ, играющих значительную роль в процессе деления клеток и их растяжения. Они влияют, прежде всего, на цитоплазму эмбриональной молодой клетки, вызывая в ней изменения.

Фитогормоны – органические вещества, образуемые в растении в крайне малых количествах, контролирующие и интегрирующие рост, развитие и дифференциацию.

Каждая клетка состоит из внешней плазматической мембраны и внутренней среды – цитоплазмы.

Мембрана клетки в определённом смысле задаёт границу живого микромира. Она удерживает внутри клетки необходимые компоненты, предотвращает (в частности, за счет большого электрического сопротивления) утечку низкомолекулярных растворимых веществ. Представляя собой двойной слой амфифильных органических молекул со встроенными в неё молекулами белка, мембрана поддерживает определённую разность потенциалов между внутренней частью клетки и окружающей средой. С учётом весьма малой толщины мембраны (менее 100 Е) напряжённость трансмембранного электрического поля может достигать огромных величин – 10 5 В/см! И вместе с этим мембрана осуществляет важные транспортные функции, регулируя жизнедеятельность клетки.

Итак, каждая живая клетка окружена тонкой оболочкой – плазматической мембраной, которая ограждает её от внешнего мира, защищая от непостоянства внешней среды, удерживая в микрообъёме необходимые для жизни клетки компоненты. С одной стороны, мембрана является непроницаемым барьером, с другой – она должна пропускать в клетку все необходимые для жизненного цикла вещества. Как же в мембране сочетаются эти противоречивые свойства?

Функции плазматической мембраны очень разнообразны – от регулирования переноса веществ в клетку и из неё до проведения электрических сигналов в нервных и мышечных волокнах.

Разнообразие и сложность функций биологических мембран вызывают удивление и восхищение, если вспомнить сравнительно «простую» структуру организации мембраны: бислойная система, состоящих в основном из двух веществ – липидов и белков, а также углеводов (на долю последних приходится от 2 до 10 % массы мембраны). Набор этих веществ, их пространственное расположение и взаимодействие между собой и другими ионами, атомами и молекулами и определяют все функции биологических мембран [4].

Диффузия используется клеткой для переноса, в частности, кислорода, углерода, воды, синтетических лекарственных препаратов. Диффузия происходит с участием динамических фосфолипидных образований – кластеров, в которые обычно входит несколько десятков молекул фосфолипидов. Эти кластеры со временем жизни около 10 -7 с всё время перемещаются в бислое, образуя в нём своеобразные дефекты, через которые и происходит диффузия небольших молекул.

Ядро. Здесь идёт синтез РНК, находится основная масса информационных молекул ДНК. Оболочка ядра, пронизанная порами, имеет двойную мембрану.

Митохондрии – универсальный компонент клеток, в них происходит дыхание (аэробное окисление молекул пищи), т.е. митохондрии являются энергетическими станциями клеток.

Хлоропласты – специализированные органеллы растительных клеток, в которых происходит фотосинтез.

В цитоплазме происходит синтез белков, в лизосомах содержится запас ферментов для внутриклеточного пищеварения.

Клетки, из которых состоят многоклеточные животные и растения, образуют цельную биосистему только благодаря двум свойствам, которые они выработали в процессе эволюции, – кооперированию и специализации.

Многоклеточные организмы появились потому, что они оказывались более конкурентоспособными в борьбе за выживание при использовании ресурсов, недоступных единичным клеткам. Этому процессу способствовало возникновение новых способов движения, систем коммуникации, сенсорного восприятия, социальной организации.

Далее, клетки могли соединяться между собой цитоплазматическими мостиками, нитями. Высшим растениям присущи цитоплазматические мостики (плазмодесмы), заключённые в жёсткие соты со стенками из целлюлозы (клеточные стенки).

В многоклеточных организмах влияние на ход метаболических процессов может передаваться с помощью гормонов, которые путешествуют в тканях, передавая управляющие сигналы другим клеткам [4].

По мере размножения клеток в процессе роста организма, клетки должны получать сигналы об их месте в пространстве. Существует гипотеза о том, что этот процесс осуществляется с помощью «пространственного сигнала» – морфогена, способного к диффузии.

Влияние света на фотосинтез и рост растения

Главный источник света – солнце. Только на свету растения создают из воды и углекислого газа воздуха сложные органические соединения.

Продолжительность освещения сильно влияет на рост и развитие растений. Требования к условиям освещения у растений неодинаковы. И поэтому, в процессе эволюции у растений выработалось разное отношение к освещённости. Растения делятся на 3 группы:

  1. Cветолюбивые растения (гелиофиты), они поглощают солнечную энергию не получая ожога.
  2. Теневыносливые растения (сциофиты), они предпочитают хорошую освещённость, но могут некоторое время быть в затемнении.
  3. Тенелюбивые растения (скиофиты), они обитают в условиях большой затенённости [5].

Количество света, необходимого для наилучшего фотосинтеза, у различных растений неодинаково. У теневыносливых растений максимум фотосинтеза достигается примерно при половине солнечного освещения, а у светолюбивых растений – почти при полном солнечном освещении. Теневыносливые растения имеют более крупные хлоропласты. Кроме того, эти растения имеют более крупные листья.

Реакция растений на суточный режим, т.е. на соотношение светлого и тёмного времени суток называется фотопериодизмом.

Существуют растения короткого дня и растения длинного дня. Растения короткого дня (светлое время суток 10–12 часов) – соя, кукуруза, бобы, фасоль, баклажаны, кабачки. Растения длинного дня (24 часа) – растения тропиков, корнеплоды, капуста, лук репчатый.

Искусственно укорачивая или удлиняя световой день, можно повысить урожай и значительно улучшить его качество.

Фототропизм – изменения направления роста растений под влиянием одностороннего освещения. Различают положительный и отрицательный фототропизм, и диатропизм.

Положительный – растение тянется к свету. Отрицательный фототропизм – растение тянется к тени. Диатропизм – когда лист растения располагается перпендикулярно свету.

К растениям короткого дня относится фасоль, а лук относится к растениям длинного дня. Но этим растениям присущ положительный фототропизм, поэтому в ходе эксперимента необходимо постоянно поворачивать растение к солнцу, за исключением одного, у которого было дополнительное освещение – лампа дневного света, работающая помимо светового дня 3–4 часа. Это всё повлияло на увеличение скорости роста растения.

Влияние температуры на фотосинтез и рост растения

Ещё одним немаловажным условием для роста и развития растения является тепло. Оно необходимо растениям во все периоды их роста и развития. Требования к теплу у различных культур неодинаковы и зависят от происхождения, вида, биологии, фазы развития и возраста растения.

Наибольшая интенсивность фотосинтеза при температуре 20–28 °С.

Фотосинтез неравномерно протекает в течение дня. Утром, обычно около 9–10 ч, наблюдается наиболее интенсивный фотосинтез, затем между 12–16 ч дня по мере накопления крахмала и уменьшения количества воды в листьях интенсивность фотосинтеза снижается и опять несколько возрастает во второй половине дня к 17–18 ч.

Если нарисовать кривую дневного хода фотосинтеза, то она будет иметь двухвершинный характер с двумя максимумами: утром и во вторую половину дня, с провалом в полуденные часы (приложение 1).

Одним из характерных признаков жизни живого организма является процесс дыхания.

Дыхание представляет собой комплекс тесно связанных друг с другом окислительных и восстановительных процессов, происходящих при участии соответственных ферментов.

Дыхание служит источником энергии для всех протекающих в организме биохимических процессов.

В качестве дыхательного материала растения используют сахара, жиры и органические кислоты. Интенсивность дыхания неодинакова у различных организмов и отдельных органов (листья, стебли, корни), она меняется с возрастом растения.

Большое влияние оказывает на дыхание температура. С повышением температуры интенсивность дыхания увеличивается, а с её понижением заметно падает. Интенсивность дыхания повышается примерно до 40 °C, а затем резко падает. В интервалах температуры от 0 до 40 °C интенсивность дыхания возрастает по правилу Вант-Гоффа, т.е. скорость его повышается примерно в 2 раза с повышением температуры на 10 °С.

Рост любого органа и всего растения идёт в 3 фазы:

  1. Эмбриональная, в ней происходит увеличение массы цитоплазмы и деление клеток (точки роста).
  2. Растяжения, во время которой увеличиваются размеры клеток.
  3. Дифференцировки, когда происходит специализация клеток, т.е. возникают клетки различных тканей (механической, проводящей, паренхимной и т.д.).

В фазе эмбриональной рост идёт медленно, так как при делении клеток почти не происходит увеличение их размера, хотя идёт образование новых масс цитоплазмы, затем происходит быстрое увеличение размера путём растяжения, и наконец, третья фаза – дифференцировка – не всегда связана с увеличением размеров. Если изобразить ход роста кривой, то мы получим S-образную кривую, которая получила название большой кривой роста (приложение 2).

Чтобы показать зависимость скорости роста растений от температуры, созданы 3 различных условия.

  1. 1. Растение находилось в тёплом помещении с дополнительным освещением.
  2. 2. Растение находилось в обычных условиях: естественное освещение, комнатная температура.
  3. 3. Растение находилось в помещении с пониженными температурой и освещением.

Совместные условия: освещение и температура дали следующие результаты (приложение 3, приложение 4).

Для наблюдений за скоростью роста растений обычно используют особые приборы – ауксанометры. Простейший ауксанометр представляет собой крепкую соломинку, закреплённую на вертикально ориентированной доске. Булавка служит осью, вокруг которой она поворачивается. Длинный конец соломинки движется вдоль шкалы, начерченной на бумаге, а короткий закрепляется на верхушке быстрорастущего растения при помощи мягкой нитки. Если в комнате достаточно тепло и почва хорошо увлажнена, то через некоторое время можно увидеть, что соломинка передвигается вдоль шкалы, а это указывает на наличие роста.

Рост многолетних растений продолжается в течение десятков и даже сотен лет, так как у старых древесных пород сохраняются эмбриональные ткани: первичная – меристема и вторичная – камбий.

Весной происходит буйный рост зелёных растений. Уже в начале лета рост обычно прекращается.

Но вот наступает осень. Растения начинают готовиться к зиме.

Температура осенью может колебаться в отдельные годы, т.е. это один из постоянных признаков, который и сигнализирует растению о том, что пришла пора готовиться к зиме. Таким признаком, повторяющимся с математической точностью ежегодно, является сокращение длины дня. Уменьшение длины дня и сигнализирует о наступлении осени. Белая акация в первый год жизни почти всегда вымерзает. Если растениям белой акации сократить длину дня, т.е. прикрывать их во второй половине дня темными покрышками, а утром открывать, то они начинают подготавливаться к зиме. Такие растения раньше впадают в состояния покоя. В состоянии покоя в растении прекращены процессы роста и сильно замедляет интенсивность физиологических процессов.

Таким образом, наблюдения показывают, что рост растений протекает неравномерно. Наблюдается определенный ритм в росте и развитии растений, который в нашем климате тесно связан с чередованием времен года.

Роль растений в биосфере Земли огромна, благодаря их возможности осуществлять фотосинтез. Именно этот процесс сделал возможной жизнь на Земле. Подтверждением этому может служить высказывание физиолога С.П. Костычёва: «Стоит зелёному листу прекратить работу на несколько лет, и всё живое население земного шара, и в том числе человечество, погибнет».

В процессе исторического развития между человеком и окружающей его естественной средой произошёл конфликт. Старый «договор», гармонично связывающий первобытного человека с местом его обитания – природой, был расторгнут одной из сторон – человеком, как только он почувствовал себя достаточно сильным, чтобы не считаться с законами природы, а признавать лишь законы, созданные им самим.

Эту позицию следует полностью пересмотреть и подписать новый «договор» с природой, дающий человеку возможность жить с ней в полном согласии и гармонии.

Рассмотрено влияние освещенности и температуры на рост и развитие растения, живые организмы способны чутко реагировать на внешние воздействия, но необходимо и проанализировать влияние на рост и развитие растения других физических параметров: ультразвука, электрического поля, питания растения, почвы и других факторов.

1. Хорбенко И. Г. Звук. Ультразвук. Инфразвук. – М.: Знание, 1996.

2. Бецкий О. В., Кислов В. В. Волны и клетки. – М.: Знание, 1990. – (Серия физика).

3. Афанасьева Л. П. и др. Растения и окружающая среда. – М.: Валент, 1998.

4. Генкель П. А. Физиология растений. – М.: Просвещение, 1998.

5. Турманина В. И. Растения рассказывают. – М.: Мысль, 2000.

6. Чернова Н. М. Экология. – М.: Просвещение, 2001.

Ссылка на основную публикацию