Садовод григорьев с целью сбора воды для полива садовых культур

Содержание

Задача № 1___________________________________________________ 3

Задача № 2___________________________________________________ 4

Задача № 3___________________________________________________ 6

Список использованных источников и литературы________________ 8

Задача № 1

Садовод Григорьев с целью сбора воды для полива садовых культур изменил русло горного ручья, протекавшего по его земельному участку. Правление коллективного сада сочло действия Григорьева незаконными и объявило для него водного сервитута. Садовод обратился в суд за защитой своих интересов.

На основании ст. 34 Водного кодекса РФ изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект.

На основании ст. 47 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” садовод, огородник или дачник может быть подвергнут административному взысканию в виде предупреждения или штрафа за нарушение земельного, лесного, водного, градостроительного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения или законодательства о пожарной безопасности, совершенное в границах садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Следовательно, в данном случае действия правления коллективного сада не правомерны и требования садовода Григорьева подлежат удовлетворению.

Задача № 2

Администрацией района принято решение в 50 м от окраины села «Зеленый бор» построить птицеводческий комплекс на 300 тыс. кур. Жители села, узнав об этом, потребовали собрать сельский сход. Но администрация, отказавшись принять участие в сходе и не дав никаких пояснений жителям, начала строительство комплекса.

Правомерно ли решение администрации? Какие экологические нормы нарушены? Какую ответственность должны понести должностные лица?

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

На основании ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Граждане имеют право:

создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Следовательно, в данном случае решение администрации не правомерно.

Задача № 3

На территории заповедника братья Серовы раскопали выводковую нору барсука, а также с целью отлова бобров разрушили их плотину. Работники заповедника задержали нарушителей.

Какие нормы экологического законодательства нарушены и какое наказание должны понести Серовы?

На основании ст. 55 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ “О животном мире” юридические лица и граждане, виновные в совершении следующих правонарушений:

нарушении правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно в самовольном переселении, акклиматизации и скрещивании объектов животного мира;

уничтожении редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира или совершении иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания указанных объектов животного мира;

нарушении режима охраны объектов животного мира в государственных природных заповедниках, государственных природных заказниках, заповедных зонах национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях, акваториях;

– несут гражданскую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также в соответствии со ст. 56 юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии – по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях. В случаях, если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйству, ответственность за нанесенный ущерб несут должностные лица соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Объекты животного мира, изъятые из природной среды с нарушением законодательства Российской Федерации об охране и использовании объектов животного мира, безвозмездно изымаются либо конфискуются у владельца и возвращаются в среду обитания. В случае, если физическое состояние животного не позволяет возвратить его в среду обитания, оно подлежит реализации в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с возмещением государству ущерба, нанесенного животному миру незаконным изъятием.

Следовательно, в данном случае братья Серовы понесут гражданскую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Список использованных источников и литературы

Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г., N 47, ст. 4471,

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” (с изменениями от 22 ноября 2000 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 апреля 1998 г., N 16, ст. 1801

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ “О животном мире” // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., N 17, ст.1462

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г., N 2, ст. 133

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822

Глава вторая: Право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов.

Садовод Григорьев с целью сбора воды для полива садовых культур изменил русло горного ручья, протекавшего по его земельному участку. Правление коллективного сада сочло данные действия незаконными и объявило о введении для Григорьева водного сервитута( ограниченное право пользования чужой вещью). Садовод обратился в суд за защитой своих интересов.

Воды как часть окружающей природной среды – незаменимый компонент биосферы Земли, который обеспечивает естественные условия жизни на планете, существование животного и растительного мира, являются основой жизнедеятельности людей, экономического, социального и экологического благополучия общества.

Предметом правового регулирования являются водные отношения, то есть отношения в области использования и охраны водных объектов.

Водным объектом признается сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.

Водные объекты, правовой режим которых регулируется водным законодательством, подразделяются на несколько видов в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков.

В соответствии с Конституцией РФ, в Российской Федерации признаются государственная, муниципальная и частная формы собственности на природные ресурсы.

Все водные объекты на территории страны являются государственной собственностью.

Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Обособленный водный объект (замкнутый водоем) – это небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры этих объектов определяются земельным законодательством.

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы общей и специальной компетенции – органы исполнительной власти субъектов РФ и органы управления использованием и охраной водного фонда – Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы.

Право распоряжения водными объектами существенно ограничено. Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются. От одного лица к другому могут переходить только права пользования водными объектами в случаях и в порядке, установленных законом. В гражданском обороте могут участвовать лишь обособленные водные объекты как принадлежность земельных участков, на которых они находятся.

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие виды прав на водные объекты (ст. 41 ВК РФ):

– право долгосрочного пользования;

– право краткосрочного пользования;

– право ограниченного пользования (водный сервитут).

В краткосрочное и долгосрочное пользование предоставляются водные объекты, находящиеся в государственной собственности.

Водный сервитут – это право ограниченного пользования водным объектом для определенной цели: забора воды без применения технических сооружений, водопоя и прогона скота, использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и др. (ст. 43, 44 ВК РФ).

Водные сервитуты могут быть публичными и частными.

Публичный сервитут означает, что любое лицо может пользоваться общедоступными водными объектами. Если же права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, ограничены в пользу иных заинтересованных лиц, то имеет место частный водный сервитут.

Публичный водный сервитут возникает непосредственно из закона (Водного кодекса РФ) и по существу является правом общего природопользования, реализуемым по отношению к водным объектам.

Право водопользования как важнейший институт водного права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия использования водных объектов, права и обязанности водопользователей.

В субъективном смысле право водопользования – это совокупность конкретных правомочий субъекта по отношению к предоставленному ему в пользование водному объекту.

Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают граждане и юридические лица.

Объектом права водопользования являются водные объекты или их части (ст. 7 ВК РФ).

Применительно к способам пользования водными объектами различаются общее и специальное водопользование. Общее водопользование осуществляется без применения сооружений, технических средств и устройств, влияющих на состояние вод, а специальное – с применением таких сооружений и устройств.

Типичными случаями общего водопользования являются забор воды отдельными гражданами для питьевых или бытовых нужд, использование водоемов для отдыха и купания, водопоя скота, плавания на маломерных плавательных средствах, любительское рыболовство и др. Такое водопользование не требует предварительного разрешения компетентных государственных органов и осуществляется, как правило, свободно и бесплатно.

Общее водопользование производится в первую очередь на водоемах общего пользования. Водные объекты общего пользования – это объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. К ним относятся водные объекты, которые являются государственной или муниципальной собственностью (ст. 20 ВК РФ).

Согласно ст. 92 ВК РФ водопользователи имеют право:

– осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством;

– получать информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;

– осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством.

Вместе с тем водопользователи обязаны:

– рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;

– не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;

– не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;

– содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения;

– информировать в установленном порядке соответствующие органы об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов; своевременно осуществлять мероприятия по их предупреждению и устранению;

– выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;

– вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами;

– своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами;

– соблюдать установленный режим использования водоохранных зон;

– выполнять другие обязанности, предусмотренные водным законодательством.

Водный сервитут устанавливается водным законодательством РФ (публичный сервитут) или договором, а в случае спора – на основании решения суда (частный водный сервитут). Для осуществления водных сервитутов не требуется получения лицензии на водопользование.

Читайте также:  Уход за сакурой осенью

Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено в целях обеспечения защиты основ конституционного строя, обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, прав и законных интересов других лиц.

Обеспечение, приостановление или запрещение использования водных объектов устанавливается правительством РФ или органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению органа управления водным фондом, согласованному с заинтересованными ведомствами и организациями.

Защита нарушенных или оспоренных прав пользования водными объектами, а также разрешение споров по любым вопросам использования и охраны водных объектов осуществляются в судебном порядке.

Защита прав пользования водными объектами в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом, а решения, принятые в таком порядке, могут быть обжалованы в суд.

Характерной особенностью правового режима вод является всестороннее регулирование их охраны от различных вредных воздействий.

Правовая охрана вод – это система закрепленных законом мер, направленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загрязнением или засорением водное законодательство признает ухудшение качества вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо предметов или взвешенных частиц (засорение). Истощение вод – устойчивое сокращение их объема.

Вместе с тем водное законодательство устанавливает целый ряд специальных мер, требований и запретов по охране вод.

Граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод.

В случае нарушения закрепленных законом правил рационального использования вод, невыполнения установленных мер по их охране наступает юридическая ответственность – административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.

Нормы Водного кодекса РФ не содержат перечня водных нарушений и имеют отсылочный характер. Согласно ст. 130 лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Административная ответственность в виде штрафа наступает по нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда.

Привлечение к уголовной или административной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба в порядке, установленном гражданским законодательством.

Согласно ст. 131 ВК РФ граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно или по решению суда, либо арбитражного суда в соответствии со специальными методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Что касается решения конкретно поставленной задачи, следует сказать следующие:

Из задачи видно, правление установило частный сервитут. Статья 43 ВК РФ устанавливает право ограниченного пользования водным объектом (водный сервитут) Водный сервитут – новелла действующего водного законодательства и, прежде всего, ВК РФ 1995 г. Необходимость в нем возникла с введением многообразия форм собственности на природные ресурсы и, прежде всего, на водные объекты. Сервитут есть право одного лица пользоваться в установленном объеме недвижимым имуществом, находящимся в собственности другого лица (ст. 274-277 ГК РФ). При этом в гражданском законодательстве речь идет преимущественно о такой недвижимости, как земля, здания, сооружения. По водному законодательству, сервитут означает ограниченное право пользования водным объектом без получения лицензии. В водном законодательстве право сервитута распространяется на водные объекты, вне зависимости от того, являются ли они обособленными (замкнутыми) водоемами. Между тем, согласно ВК РФ, только обособленные водные объекты и есть недвижимое имущество. Частный сервитут возникает на основании договора с “договорным” пользователем водного объекта или на основании судебного решения. А поскольку ручей не является обособленным водоемом, соответственно не может быть введен частный сервитут. В ВК РФ различаются публичные и частные водные сервитуты. Публичный сервитут возникает непосредственно на основании федерального закона. Для его возникновения не требуется заключения договора пользования водным объектом. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный водный сервитут). Так, например, каждый гражданин имеет право пользоваться водным объектом для любительского рыболовства, плавания на маломерных плавательных средствах и т.п. Статья 44 ВК РФ определяет принцип различий между частным и публичным сервитутом. Публичный сервитут устанавливается не для удовлетворения интересов отдельного водопользователя, как это бывает с частным институтом, а для обеспечения интересов государства (государственных служб), местного самоуправления или местного населения. При установлении частного водного сервитута взимается плата на основании договора, заключаемого между владельцем водного объекта и другими лицами. При публичном водном сервитуте ничего этого не требуется. Однако, если при осуществлении публичного водного сервитута будут причинены убытки основному водопользователю, они подлежат возмещению по нормам ГК РФ. В связи с этим, потерпевшая сторона вправе обратиться в суд за защитой своих имущественных прав. И, наконец, еще одно различие. Публичный водный сервитут устанавливается на основании актов федерального законодательства, о чем прямо указывается в части 2 ст. 43 ВК РФ. Частный водный сервитут может возникать на основании договоренности сторон, судебного решения, сложившегося обычая водопользования в данном регионе. Таким образом, в данной ситуации частный сервитут установлен быть не может, но и действия Григорьева по изменению русла также являются противоправными, и он на основании ВК РФ должен добровольно все восстановить, а также понести ответственность по ст. 8.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ за нарушение правил водопользования.

При этом следует указать, что Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ “О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации” в ст. 1 вводит в действие новый Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ с 1 января 2007 года, в ст. 3 со дня введения в действие Водного кодекса Российской Федерации признается утратившим силу Водный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4471), на основании которого было сделано решение, при этом в новом Водном кодексе понятие водного сервитута отсутствует, также нет данного понятия и в других источниках законодательства.

Задачи по экологическому праву.

Задача № 1 Садовод Григорьев с целью сбора воды для полива садовых культур изменил русло горного ручья, протекавшего по его земельному участку. Правление коллективного сада сочло действия Григорьева незаконными и объявило для него водного сервитута. Садовод обратился в суд за защитой своих интересов. Решите дело. Ответ: На основании ст. 34 Водного кодекса РФ изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект. На основании ст. 47 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” садовод, огородник или дачник может быть подвергнут административному взысканию в виде предупреждения или штрафа за нарушение земельного, лесного, водного, градостроительного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения или законодательства о пожарной безопасности, совершенное в границах садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. Следовательно, в данном случае действия правления коллективного сада не правомерны и требования садовода Григорьева подлежат удовлетворению.

Задача № 1 3 Задача № 2 4 Задача № 3 6 Список использованных источников и литературы 8

Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г., N 47, ст. 4471, Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” (с изменениями от 22 ноября 2000 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 апреля 1998 г., N 16, ст. 1801 Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ “О животном мире” // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., N 17, ст.1462 Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г., N 2, ст. 133 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822

НазваниеТипГод сдачиСтраницВУЗ, городЦена
Экологическая функция государства

зываются суждения о том, что такой функции и вовсе нет.М.И. Байтин пишет: “. научная полемика, одним из выражений которой и являются различные точки зрения, не самоцель, а средство постижения объекти

Реферат201118Москва499Заказать оригинальную работу
Проблемы правовой охраны окружающей среди и возможности их устранения

еды.Основные принципы охраны окружающей природной средыОбъекты охраны окружающей среды. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат:* естественные экологические системы,

Реферат201115499Заказать оригинальную работу
Экологическое право

эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной вла

Реферат201191000Заказать оригинальную работу
Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

ачение наложения дисциплинарных взысканий, о ко¬торых, как правило, широко оповещаются и хорошо ин¬формируются коллеги по работе.Одним из видов дисциплинарного воздействия может служить депремирование

Реферат201030Москва499Заказать оригинальную работу
Эколого-правовой режим особо охраняемых территорий и объектов

вия); разного рода санитарные и защитные зоны (санитарно-защитные зоны, создаваемые между предприятиями и жилыми домами; водоохранные зоны (полосы) рек, озер и водохранилищ; округа санитарной (горно-с

Контрольная работа по “Экологическому праву”

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:31, контрольная работа

Краткое описание

Задача 1
Директор лесхоза «Прибрежный» принял решение провести рубку главного пользования на площади 50 га в защитных лесах. А также для расширения лесного поселка (строительство жилья) он распорядился перевести 2 га лесных земель в защитных лесах в нелесные земли.
Правомерны ли действия директора?

Файлы: 1 файл

контрольнаяэкологическое право.docx

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Уральский Финансово-Юридический институт

по дисциплине: Экологическое право

Директор лесхоза «Прибрежный» принял решение провести рубку главного пользования на площади 50 га в защитных лесах. А также для расширения лесного поселка (строительство жилья) он распорядился перевести 2 га лесных земель в защитных лесах в нелесные земли.

Правомерны ли действия директора?

Садовод Григорьев с целью сбора воды для полива садовых культур изменил русло горного ручья, протекавшего по его земельному участку. Правление коллективного сада сочло действия Григорьева незаконными и объявило о введении для него водного сервитута. Садовод обратился в суд за защитой своих интересов.

Городская дума муниципального образования приняла решение ограничить эксплуатацию автотранспортных средств, а также специально регулировать транспортные потоки в черте города. Это решение мотивировалось повышением уровня загрязнения атмосферного воздуха в городе.

Правомерно ли такое решение гордумы? Какие правовые меры охраны атмосферного воздуха существуют в Российской Федерации?

Действия директора лесхоза «Прибрежный» не правомерны, так как:

  1. С 1 января 2008 г. любая сплошная рубка здорового леса в пределах защитных лесов является незаконной.

В соответствии со ст. 17 Лесного кодекса РФ, “в защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций”. Статьи 103, 105 и 106 ЛК прямо запрещают проведение сплошных рубок в защитных лесах в каких-либо иных случаях. Кроме того, ст. 102 ЛК запрещает в защитных лесах “осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями”.

Так как лесхоз называется «Прибрежный» значит он, расположен в водоохранной зоне, а в соответствии с п. 1 ст. 104 ЛК, “в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений” – т.е. там сплошные рубки запрещаются в принципе, без каких-либо исключений.

  1. Лесной кодекс не оперирует понятием «перевод лесных земель в нелесные». Кодекс закрепляет, что «использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов» (ст.24 ЛК РФ), при этом, законодатель ни слова не говорит о каком-либо переводе лесных земель в нелесные.

При всем этом в настоящее время продолжают действовать Положение о переводе лесных земель в нелесные земли для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом; Положение о расчете и возмещении потерь и др.

Таким образом, складывается ситуация «двойного регулирования», когда лесное законодательство не предусматривает перевода лесных земель в нелесные, тогда как сохраняют юридическую силу акты, основанные на ранее действовавшем лесном законодательстве.

И при рассмотрении споров необходимо опираться на весь пласт ранее принятых законодательных актов, учитывать время их действия, время возникновения и прекращения правоотношений по переводу лесных земель.

В соответствии со ст. 46 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 г. №22-ФЗ (ред. от 10.12.2003 г., с изм. от 23.12.2003 г.) к полномочиям РФ в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относится, в том числе перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в лесах первой группы и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий.

Согласно ст. 63 ЛК РФ в старой редакции перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, осуществляется в лесах первой группы – Правительством РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством (ч.2).

Земельным кодексом РФ установлено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, – Правительством РФ (ч. 1 ст. 8).

Земельный кодекс РФ к землям лесного фонда относит лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Лесной кодекс РФ подразделяет виды леса по отношению к землям, на которых они расположены: «Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам». С учетом такого деления, Закон № 172 – ФЗ (Федеральный закон №172-ФЗ от21.12.2004. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую») предусматривает лишь несколько определенных случаев, при которых возможен перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель:

1) организация особо охраняемых природных территорий;

2) установление или изменение границ населенных пунктов;

3) размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Более того, перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны (в составе земель, занятых защитными лесами), или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается только в случае размещения линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также в случае размещения аэродромов.

Также нужно отметить, что лесные участки в составе земель лесного фонда могут находиться только в федеральной собственности.

Соответственно перевод земель лесного фонда в земли иных категорий возможен только по решению Правительства РФ по инициативе граждан или юридических лиц. Законодательное регулирование перевода земель лесного фонда и земельных участков в составе таких земель осуществляется общим для всех категорий земель Законом № 172-ФЗ, а также Положением о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, утвержденным Постановлением Правительства №455 от 03 сентября 2004 года. Но в силу того, что с 1 января 2007 года вступило в действие множество кардинальных изменений в законодательство о земле, эти два нормативно-правовых акта не согласованы между собой, хотя и продолжают действовать. В связи с этим необходимо учитывать, что Положение следует применять только в части, не противоречащей Федеральному закону №172-ФЗ.

Так же как и земли лесного фонда, земли водного фонда находятся в федеральной собственности (за исключением пруда и обводненного карьера, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности), следовательно, решение о переводе земель водного фонда принимается Правительством РФ.

Из всего вышесказанного видим, что директор лесхоза не мог дать распоряжение о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, так как это возможно только по решению Правительства РФ по инициативе граждан или юридических лиц.

Водным объектом признается сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.

Водные объекты, правовой режим которых регулируется водным законодательством, подразделяются на несколько видов в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков.

В соответствии с Конституцией РФ признаются государственная, муниципальная и частная формы собственности на природные ресурсы.

Все водные объекты на территории страны являются государственной собственностью.

Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Обособленный водный объект (замкнутый водоем) – это небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры этих объектов определяются земельным законодательством.

От имени РФ и ее субъектов права собственника осуществляют органы общей и специальной компетенции – органы исполнительной власти субъектов РФ и органы управления использованием и охраной водного фонда – Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы.

Право распоряжения водными объектами существенно – ограничено. Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются. От одного лица к другому могут переходить только права пользования водными объектами в случаях и в порядке, установленных законом. В гражданском обороте могут участвовать лишь обособленные водные объекты как принадлежность земельных участков, на которых они находятся.

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие виды прав на водные объекты (ст. 41 ВК РФ старой редакции):

– право долгосрочного пользования;

– право краткосрочного пользования;

– право ограниченного пользования ( водный сервитут).

В краткосрочное и долгосрочное пользование предоставляются водные объекты, находящиеся в государственной собственности.

Водный сервитут – это право ограниченного пользования водным объектом для определенной цели: забора воды без применения технических сооружений, водопоя и прогона скота, использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и др. (ст. 43, 44 ВК РФ старой редакции).

Водные сервитуты могут быть публичными и частными.

Публичный сервитут означает, что любое лицо может пользоваться общедоступными водными объектами. Если же права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, ограничены в пользу иных заинтересованных лиц, то имеет место частный водный сервитут.

Публичный водный сервитут возникает непосредственно из закона ВК РФ и по существу является правом общего природопользования, реализуемым по отношению к водным объектам.

Право водопользования как важнейший институт водного права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия использования водных объектов, права и обязанности водопользователей.

В субъективном смысле право водопользования – это совокупность конкретных правомочий субъекта по отношению к предоставленному ему в пользование водному объекту.

Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают граждане и юридические лица.

Объектом права водопользования являются водные объекты или их части (ст. 5 ВК РФ).

Применительно к способам пользования водными объектами различаются общее и специальное водопользование. Общее водопользование осуществляется без применения сооружений, технических средств и устройств, влияющих на состояние вод, а специальное – с применением таких сооружений и устройств.

Типичными случаями общего водопользования являются забор воды отдельными гражданами для питьевых или бытовых нужд, использование водоемов для отдыха и купания, водопоя скота, плавания на маломерных плавательных средствах, любительское рыболовство и др. Такое водопользование не требует предварительного разрешения компетентных государственных органов и осуществляется, как правило, свободно и бесплатно.

Общее водопользование производится в первую очередь на водоемах общего пользования. Водные объекты общего пользования – это объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. К ним относятся водные объекты, которые являются государственной или муниципальной собственностью (ст. 6 ВК РФ).

Согласно ст. 11ВК РФ водопользователи имеют право:

– осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством;

– получать информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;

– осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством.

Вместе с тем водопользователи обязаны:

– рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;

– не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;

– не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;

Контрольная работа по Праву 2 (стр. 1 из 4)

Условие: Директор лесхоза «Прибрежный» принял решение провести рубку главного пользования на площади 50 га в защитных лесах. А также для расширения лесного поселка (строительство жилья) он распорядился перевести 2 га лесных земель в защитных лесах в нелесные земли.

Правомерны ли действия директора?

Решение: С 1 января 2007 года вступил в силу новый Лесной кодекс Российской Федерации, существенно изменивший требования к ведению лесного хозяйства в ряде категорий защитных лесов (ранее – лесов первой группы). В частности, в соответствии со ст. 105, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (в том числе зеленых зонах), запрещаются сплошные рубки. Исключение делается только для случаев, когда насаждения теряют выполняемые ими защитные функции и этот процесс не может быть остановлен путем проведения выборочных рубок, или специально установленных территорий с особыми условиями использования.

Глава 12ЛК РФ определяет ограничения лесопользования и ведения лесного хозяйства в защитных лесах.

Статья 94. Ведение лесного хозяйства в защитных лесах

1. Хозяйственные мероприятия, проводимые в защитных лесах, должны обеспечивать непрерывность существования лесной среды и выполнения лесом защитных и средообразующих функций. Для обеспечения этой цели в защитных лесах проводятся рубки промежуточного пользования, выборочные и постепенные рубки, при которых ширина вырубаемых сплошь участков (включая участки технологической сети лесосек) не превышает высоты господствующего полога древостоя.

2. Иные рубки могут проводиться в защитных лесах в исключительных случаях на основании разрешения федерального органа исполнительной власти по управлению лесным фондом. Основанием для данного разрешения может служить не возможность сохранения биологической устойчивости данного древостоя, или необходимость проведения сплошной рубки для имитации естественной динамики конкретного типа леса.

В разрешении должны определяться технология проведения лесосечных работ и вывозки древесины, сроки примыкания лесосек, сроки и методы проведения лесовосстановительных работ на участках проведенных рубок.

3. В защитных лесах запрещается строительство сооружений и объектов инфраструктуры, рассчитанных на срок эксплуатации более одного года, без осуществления перевода лесных земель в нелесные в порядке, определенном настоящим кодексом и иными федеральными законами.

Что касается строительство жилью, то для этого необходимо перевод земель из лесной в категории в населенные.Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Ф.З. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 №172-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии сФедеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также – акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также – акт об отказе в переводе земель или земельных участков).

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации.

Таким образом, решение директора совхоза неправомерны, т.к. в соответствии с действующим законодательством он не имеет права принимать решение о вырубки защитных лесов, также перевод лесных земель в защитных лесах в нелесные земли.

Условие: Садовод Григорьев с целью сбора воды для полива садовых культур изменил русло горного ручья, протекавшего по его земельному участку. Правление коллективного сада сочло действия Григорьева незаконными и объявило о введении для него водного сервитута. Садовод обратился в суд за защитой своих интересов.

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признаются государственная, муниципальная и частная формы собственности на природные ресурсы.

Все водные объекты на территории страны являются государственной собственностью.

Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Обособленный водный объект (замкнутый водоем) – это небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры этих объектов определяются земельным законодательством.

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы общей и специальной компетенции – органы исполнительной власти субъектов РФ и органы управления использованием и охраной водного фонда – Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы.

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие виды прав на водные объекты (ст. 41 ВК РФ):

– право долгосрочного пользования;

– право краткосрочного пользования;

– право ограниченного пользования (водный сервитут).

В краткосрочное и долгосрочное пользование предоставляются водные объекты, находящиеся в государственной собственности.

Водный сервитут – это право ограниченного пользования водным объектом для определенной цели: забора воды без применения технических сооружений, водопоя и прогона скота, использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и др. (ст. 43, 44 ВК РФ).

Водные сервитуты могут быть публичными и частными.

Публичный сервитут означает, что любое лицо может пользоваться общедоступными водными объектами. Если же права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, ограничены в пользу иных заинтересованных лиц, то имеет место частный водный сервитут.

Публичный водный сервитут возникает непосредственно из закона (Водного кодекса РФ) и по существу является правом общего природопользования, реализуемым по отношению к водным объектам.

Право водопользования как важнейший институт водного права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия использования водных объектов, права и обязанности водопользователей.

В субъективном смысле право водопользования – это совокупность конкретных правомочий субъекта по отношению к предоставленному ему в пользование водному объекту.

Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают граждане и юридические лица.

Объектом права водопользования являются водные объекты или их части (ст. 7 ВК РФ).

Применительно к способам пользования водными объектами различаются общее и специальное водопользование. Общее водопользование осуществляется без применения сооружений, технических средств и устройств, влияющих на состояние вод, а специальное – с применением таких сооружений и устройств.

Типичными случаями общего водопользования являются забор воды отдельными гражданами для питьевых или бытовых нужд, использование водоемов для отдыха и купания, водопоя скота, плавания на маломерных плавательных средствах, любительское рыболовство и др. Такое водопользование не требует предварительного разрешения компетентных государственных органов и осуществляется, как правило, свободно и бесплатно.

Общее водопользование производится в первую очередь на водоемах общего пользования. Водные объекты общего пользования – это объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. К ним относятся водные объекты, которые являются государственной или муниципальной собственностью (ст. 20 ВК РФ).

Согласно ст. 92 ВК РФ водопользователи имеют право:

– осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством;

– получать информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;

– осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством.

Вместе с тем водопользователи обязаны:

– рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;

– не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;

– не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;

Полив сада и огорода:
как правильно определить потребность

Просто поливать – непросто

Как оценить потребность сада или огорода в поливе, ещё до посадки растений?

Огороды в России находятся и в сухой полупустыне (в частности, в Астраханской области), и в засушливой степи (чаще всего встречается в Саратовской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской областях), в полувлажной лесостепи (захватывает в основном Курскую, Орловскую, Рязанскую, Белгородскую области, Алтайский край, юг Красноярского края), во влажной и избыточно влажной тайге с подзолистыми и болотными почвами (к этой зоне относятся Московская, Ивановская, Тверская области, Уральский, Северо-Западный регионы, большинство районов Западной и Восточной Сибири).

И в каждой конкретной зоне полив играет свою роль. Так, во влажной и избыточно влажной зоне орошение обеспечивает стабильный урожай, увеличивая его в среднем на треть, особенно если уровень грунтовых вод ниже 1,5 м. В менее дождливом Центрально-Чернозёмном регионе полив дает прибавку урожая в 1,5-2 раза. А во многих засушливых районах Нижнего Поволжья, например в Астраханской и Саратовской областях, выращивать овощи без орошения не имеет смысла.

Поливать огород можно разными способами. В открытом грунте в регионах с умеренным климатом, если почвы водопроницаемые и впитывают любое количество влаги, чаще применяют полив дождеванием (фото 1).

Однако при близком залегании грунтовых вод и на плохо дренированных почвах, особенно на участках со сложным рельефом, вода не успевает впитываться в почву и затапливает посевы. В этом случае надо проводить дождевание небольшими (до 200 л/10 кв.м) дозами.

Полив по бороздам (фото 2) – наиболее дешёвый и доступный способ увлажнения, но он подходит лишь для участков с ровной поверхностью. Кроме того, при нём трудно равномерно полить почву, если воды требуется мало.

Капельное орошение позволяет подавать воду прямо к корням, существенно сокращая объём используемой воды и потери на испарение.

Кроме того, в зависимости от целей различают поливы:

вегетационный – он восстанавливает запас влаги и поддерживает на оптимальном уровне влажность почвы в зоне корней. При этом доза полива (разовое количество подаваемой воды) – 200-300 л/10 кв.м при дождевании, 400-500 л/10 кв.м при поливе по бороздам;

влагозарядковый – создает запас воды в корнеобитаемом слое почвы. Доза воды – 400-600 л/10 кв.м (в зависимости от степени иссушения почвы);

предпосевной – необходим для дружных всходов и хорошего укоренения рассады, особенно при поздних сроках посева либо посадки рассады (доза – 200-300 л/10 кв.м);

послепосевной – при пересушке верхних слоев почвы способствует появлению дополнительных всходов растений. Обычно такой полив повторяют, пока не прорастёт основная часть семян. Дозы воды небольшие, чтобы не образовалась почвенная корка (50-100 л/10 кв.м);

посадочный – обеспечивает укоренение рассады. Проводится вслед за посадкой и повторяется через 2-5 дней, если нет осадков (доза – 150-200 л/10 кв.м);

освежительный – снижает температуру и увлажняет воздух и растения (особенно капусты, огурцы,зеленные)в жаркие часы дня (расход воды – 20-50 л/10 кв.м);

удобрительный (фертигация) – при нем идет подкормка растений минеральными удобрениями, растворенными в поливной воде. Фертигацию часто совмещают с вегетационным поливом;

противозаморозковый – проводится для защиты растений (расход воды – 20-50 л/10 кв.м);

провокационный – проводят перед предпосевной подготовкой почвы. С его помощью вызывают прорастание сорняков для последующего их уничтожения (доза – 150-200 л/10 кв.м);

промывочный – способствует растворению и выносу из корнеобитаемого слоя почвы вредных для растений солей (расход воды большой – 2000-8000 л/10 кв.м в зависимости от степени засоления и свойств почвы).

Режим должен быть оптимальным

Орошение, особенно вегетационные поливы, должно создавать оптимальный водный режим в корнеобитаемом слое почвы. Иначе говоря, влажность почвы не должна опускаться ниже 60-80% от предельной полевой влагоёмкости – ППВ (максимального количества воды, которое данный слой почвы удерживает, не допуская её стока в нижние слои). Лёгкие почвы (песок, супесь) удерживают воды меньше, чем тяжёлые. Если при поливе воды поступит больше, чем почва может удержать, излишняя влага уйдет в нижние слои почвы и станет недоступной для растений либо затопит поверхность почвы, и растения задохнутся. Если же воды поступит меньше, чем нужно, то она быстро испарится.

При поливе большими дозами увлажняются нижние слои почвы и корни уходят вглубь. При поливе малыми дозами корни растут в поверхностном, наиболее богатом элементами питания слое почвы. И стоит пропустить хотя бы один полив, растения могут погибнуть.

Самый надёжный метод определения влажности почвы – весовой. Проводят его в лаборатории. Приблизительно же влажность разных почв можно оценить с помощью табл. 1.

В заключение можно сказать, что оптимальное содержание воды в почве для овощных культур должно быть не меньше 60% ППВ (минимальный порог).

Поливная норма (доза) зависит от глубины увлажнения (зоны залегания основной массы корней) и характера почвы. Определить количество воды, необходимое для оптимального увлажнения почвы, можно с помощью табл. 2.

Орошение сада

Без полива плодовые деревья не смогут давать урожай качественных плодов. Растения должны быть обеспечены доступной (продуктивной) влагой на протяжении всего вегетативного периода. Причем содержание влаги в почве должно поддерживаться на оптимальном уровне — 70-80% НВ (наименьшей влагоёмкости), что соответствует 22-25% от массы сухой почвы (ориентировочно — это когда сжатый комок почвы, взятый из активного корнеобитаемого слоя и выпущенный из рук с уровня груди, при падении на уплотненную почву не рассыпается, но и не деформируется).

Из существующих разнообразных методов определения сроков полива для любительского сада наиболее подходящим и достаточно правильным является метод назначения поливой по фенологическим фазам. Наиболее ответственные фазы вегетации для яблони:
— конец цветения – начало роста побегов (с 25 мая по 5 июня);
— фаза интенсивного роста побегов (3-я декада июня);
— фаза интенсивного роста плодов (3-я декада июля).

К тому же, именно в летний период происходит закладка (дифферентация) цветковых почек под урожай будущего года.

Поливной режим семечковых пород, в средний по осадкам год, складывается из 3-4-х вегетационных и одного подзимнего поливов. В молодых насаждениях на обычных (семенных) подвоях необходимо обеспечить влагой слой почвы до 60 см, а в плодоносящих — не менее 80 см.

При первом (весеннем) поливе можно ограничиться промачиванием почвы на меньшую глубину (до 40 см) — в случае высокого запаса влаги после осенне-зимних осадков, а при последующих (летних) поливах на большую глубину.

Можно условно принять, что каждое ведро воды (10 л), вылитое на 1 кв. м, промочит чернозёмную почву супесчаного или легкосуглинистого механического состава на глубину до 10 см (8-12 см). Исходя из этого, можно подсчитать поливную норму на одно дерево, определив площадь питания (по проекции кроны) по формуле Πr 2 , где r — радиус кроны дерева, а Π=3,14. Важно также знать, на какую глубину почва «пересохла», т.е. не обладает оптимальной влажностью.

У садоводов-любителей, как правило, не возникают вопросы о целесообразности проведения ранневесеннего (до цветения) и позднелетнего поливов. При отсутствии надлежащей влагозарядки поздней осенью (октябрь) и недостаточном количестве талой воды из-за малоснежья при глубоком промерзании «сухой» почвы бывает потребность в проведении полива плодовых деревьев в ранневесенний период, до цветения (3-я декада апреля-первая декада мая).

При такой ситуации не должно быть каких-либо отрицательных последствий. Наоборот, достаточное снабжение плодовых деревьев водой в этот период будет способствовать улучшению условий цветения и оплодотворения, повысит жизнеспособность завязавшихся плодов.

Позднелетний (четвертый) полив на семечковых культурах проводится в особо засушливый год, после съёма плодов летнего срока созревания (август). В такие исключительные годы необходим полив и после сбора урожая косточковых плодовых культур (вишня, черешня, слива, абрикос).

Система орошения плодовых деревьев на слаборослых (карликовых) подвоях складывается из более частых поливов, но по меньшим нормам, т.к. необходимо промочить сравнительно неглубокий слой почвы, который наиболее сильно подвержен быстрому пересыханию.

Подзимний (влагозарядковый) полив прежде всего необходим в случае недостаточной подачи воды во время вегетационных поливов. Особенно он полезен для предохранения надземной части деревьев от иссушения ветрами в зимний период при низких отрицательных температурах воздуха и почвы. В условиях резкоконтинентального климата в этом кроется одна из наиболее распространенных причин зимних повреждений, а нередко и гибели плодовых деревьев, особенно молодых насаждений на незащищенных участках.

Насыщение влагой, в зоне распространения корней и несколько глубже, предохранит почву от глубокого промерзания и корневую систему от повреждений в той или иной степени. Поливная норма при подзимнем поливе увеличивается как минимум в 1,5 раза.

На дачном участке возможны различные способы полива сада в зависимости от системы содержания почвы. При обработке почвы по системе черного пара наиболее распространенными являются: полив по приствольным кругам, по полосам или по бороздам.

Если же междурядья заняты сидератами, находятся под залужением, необходимо организовать полив дождеванием. При этом полив проводят из постоянного трубопровода или из шланга, к которым подключают дождеватели (распылителя) различных модификаций. Время подачи воды под каждое дерево (или на определенный участок сада) определяют исходя из площади приствольного круга (участка) и глубины промачивания с учетом расхода (подачи) в л/мин.

Так, например, если радиус приствольного круга составляет 2 м, а площадь питания 3,14х2 2 =3×4=12м 2 и необходимо промочить почву до 0,6 м, то потребуется 12м 2 х0,6м=0,72м 3 , т.е. 720 л, или 72 ведра воды.

Ссылка на основную публикацию