Слив в водоемы ядохимикатов избыток удобрений в результате полива

Слив в водоемы ядохимикатов избыток удобрений

Микроудобрения примеры, Огурец почва удобрение, Удобрение для рассады томатов и перца, Когда вносить удобрения под картофель, Удобрение для томатов купить

Что такое Слив в водоемы ядохимикатов избыток удобрений

Вы можете купить удобрения кремниевые на нашем сайте, сделав заказ по круглосуточным телефонам или в специальной форме сайта. Купить удобрения кремниевые на нашем сайте – значит получить товар вовремя, по выгодной стоимости и без проблем с доставкой. Сначала в емкости с высокими стенками (чтобы предотвратить разбрызгивание, препарат плохо отстирывается, особенно от светлых вещей), при помощи миксера начинаем размешивать небольшое количество в малом объеме воды, например 2 кг в 5 л. Затем, по мере перемешивания, добавляем еще и еще, пока не растворим необходимое количество.

Состав

Когда вносить удобрения под картофель

Удобрение для томатов купить

Удобрение для помидор

Азотные удобрения для огурцов

г) травянистые растения – мхи – лишайники. 13) Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате полива могут. Переизбыток каждого вещества имеет свои симптомы, поэтому нужно знать признаки и уметь диагностировать. Рассмотрим все варианты перенасыщения. Азот. 7) Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме, причиной которых является фактор Смыв в водоемы избытка удобрений и ядохимикатов является фактором. спросил 20 Июль, 18 от varka в категории ЕГЭ (школьный). Как отражаются на почвенных бактериях и грибах большие дозы удобрений, ядохимикатов? спросил 12 Сен, 17. 7) Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме, причиной которых является фактор г) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов. 7) Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме, причиной которых является фактор: а) антропогенный; б) биотический; в) лимитирующий; г). г) биологического прогресса. 31) Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме, причиной которых является фактор 18. Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме, причиной которых является фактор Ответ: г). 7) Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме, причиной которых является фактор 13) Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме, причиной которых является фактор 7. Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме, причиной которых является фактор 86) Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме, причиной которых является фактор. Б) уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины. В) выпадение осадков. Г) прекращение вулканической деятельности. Г) изменение среды обитания в результате жизнедеятельности организмов. 7.Слив в водоёмы ядохимикатов, избыток удобрений могут вызвать большие изменения, причиной которых является фактор. А) антропогенный. Ответ: г). 7) Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме, причиной которых является фактор 86) Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме, причиной которых является фактор. Б) уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины. В) выпадение осадков. Г) прекращение вулканической деятельности. В зонах повышенного увлажнения около 20 % удобрений и ядохимикатов, вносимых в почву, попадает в водоемы. Какое отрицательное значение для здоровья человека и существования экосистем имеют такие водотоки?

Результаты испытаний

На зерновых удобно совмещать с обработкой гербицидами или внекорневой подкормкой удобрениями, на рапсе — с плановой обработкой от рапсового цветоеда в фазу бутонизации. На картофеле вторую обработку препаратом в Нечерноземной зоне совмещают с первой обработкой от фитофтороза. В Центральном Черноземье, на Юге и Юго-Востоке — возможно совмещение с обработкой гербицидами или инсектицидами (в зависимости от принятой в хозяйстве агротехники). Одной из важнейших функций кремния является стимуляция развития. При кремниевом насыщении семян увеличивается количество вторичных и третичных корешков, корневая система более развита и функциональна. Обработка по вегетации приводит к увеличению площади листьев и создает благоприятные условия для активизации фотосинтеза. Накапливаясь в эпидермисе, кремний формирует более прочные клеточные стенки и увеличивает прочность тканей, в результате чего снижается опасность полегания посевов.

Мнение специалиста

На зерновых удобно совмещать с обработкой гербицидами или внекорневой подкормкой удобрениями, на рапсе — с плановой обработкой от рапсового цветоеда в фазу бутонизации. На картофеле вторую обработку препаратом в Нечерноземной зоне совмещают с первой обработкой от фитофтороза. В Центральном Черноземье, на Юге и Юго-Востоке — возможно совмещение с обработкой гербицидами или инсектицидами (в зависимости от принятой в хозяйстве агротехники).

Купить удобрения для растений в Дербенте дешево. В наличии 5270 моделей. Доставка по г.Дербент. Низкие цены, честные отзывы, сравнения, полные характеристики и скидки на удобрения для растений. В категории: жидкий биогумус купить по выгодной цене, доставка: Дербент, скидки!. Биогумус Концентрат жидкий 1л. Доставка: Дербент (31 января). Удобрение жидкое органическое Биогумус 3 л. Доставка: Дербент. Новое российское Микроудобрение с активным кренмием. Активизирует иммунитет, борется со стрессом. Повышает урожайность и силу цветения. Жидкие минеральные удобрения Active для повышения урожайности в сельском хозяйстве от производителя. Купить жидкие минеральные удобрения для обработки семян и подкормки посевов вы можете, обратившись в наш офис или позвонив по телефону указанному на сайте. Специалисты компании. Удобрения, химикаты. Узнать цены в Дербенте. Удобрение Сила жизни Флорист рост 120мл. Специальное жидкое удобрение для мощного роста растений Флорист РОСТ Состав: Органические вещества в том числе аминокислоты, витамины: C, В1, В3, В12, полисахариды, гидроксикарбоновые, гуминовые. Удобрения жидкие : 43 предложения предложений. Продажа, поиск низких цен, поставщики и магазины, цены в Дербенте. Удобрения жидкие в Дербенте — 43 Товара. Каталог Товаров. Дербент. Поиск. Удобрения Сила жизни обладают исключительной эффективностью и качеством при сохранении ценовой конкурентноспособности. Комплексное микроэлементное удобрение Reasil Forte Комбо Актив можно купить в магазинах в ПЭТ таре. Объем тары удобрения 10л. Оптовые поставки. Цена, фото, условия доставки. Специальное жидкое удобрение для биостимуляции развития и усиления эндогенной защиты у растений, с высоким содержанием N и микроэлементов Cu, Mn и Zn в комплексе с гидроксикарбоновыми и аминокислотами. Состав wv: Азот (N) общий. 8%. в т.ч. (N). Дербент Республики Дагестан, Азотные удобрения 49 предложений от 12 компаний с фото, ценами и отзывами. УдобрениядоставкаЦЕНЫ СМОТРИТЕ ПРАЙС ЛИСТ N2 28504 КАРБАМИД (МОЧЕВИНА) 0,8 КГ (25) ФАСКО 0.00 28505. ООО ОргСтройКомплект стройматериалы и оборудование. Квантум Бор Актив содержит легкодоступные формы бора органические полибораты, быстро усваиваемые. МакАгро предлагает купить Микроудобрение Квантум Бор Актив с бесплатной доставкой в: Киев, Донецк, Харьков, Днепр. Reasil micro Amino B Специальное жидкое удобрение с бором (в форме бороэтаноламина) в комплексе с гидроксикарбоновыми кислотами и аминокислотами. Для профилактического и лечебного контроля дефицита бора у растений. Состав wv : Азот(N)общий 10% Бор (В) бороэтаноламин 15. Квантум Бор Актив — комплексное хелатное удобрение. Концентрированное борное удобрение, содержит бор. Препарат относится к группе малоопасных веществ (IV класс). Экологически чистый. Купить УДОБРЕНИЕ КВАНТУМ БОР АКТИВ Вы можете в интернетмагазине Агро Старт. Свойства. Производитель. Это биологическое удобрение – результат работы европейских ученых. Оно позволяет добиться поразительного урожая самых разных культур в сложных климатических условиях даже на кислых почвах, содержащей мало гумуса.

Назначение

Кремний – самый недооценный элемент, имеющий всестороннее влияние на имунную систему организма любого растения. Стимулирует рост и здоровье растения, усиливает фотосинтез, борется со всеми видами стресса (заморозки, болезни, вредители).

Какие удобрения используются при подготовке почвы под картофель осенью. Как выбрать место под посадку. Высадка растений сидератов перед посадкой картофеля. Борьба с вредителями и болезнями. Чем удобрить землю после уборки картофеля под будущую посадку. Органические и минеральные удобрения. Видео: применение фосфорнокалийных удобрений осенью. Видео: осенняя подготовка участка под картофель. Картофель возделывают практически на каждом приусадебном участке. Однако начинающие огородники даже не догадываются, что секрет высоких урожаев не только в хорошем уходе. Куда важнее правильная подготовка участка с осени. Подготовка к новому сезону. Удобрения под картофель в период вегетации. Рубрика: Удобрения и подкормки. Практически на каждом огороде почетное место. По отзывам опытных овощеводов, подготовка и заправка осенью участка, выделенного под картофель, на суглинках и супесчаниках вызревшим компостом или перепревшим навозом (от. Типы удобрений, способы подкормок органическими и минеральными удобрениями. Картофель — один из наиболее популярных овощей, и для того, чтобы собрать большой его урожай, необходимо правильно вносить удобрения В нашей статье мы расскажем, какие удобрения для картофеля лучше. Внесение компоста осенью под картофель. На втором месте по популярности из органических удобрений – компост. Лучше хорошенько потрудиться с осени, чтобы весь год лакомиться вкусными блюдами из любимой картошки. Удобрения для картофеля осенью необходимы так же, как и весной, ведь для данной культуры это главный фактор повышения урожайности и приобретения иммунитета против болезней. Также от количества и качества удобрений зависят вкус и внешний вид выращенного плода. Биологические особенности. Наиболее популярными осенними удобрениями под картофель являются навоз или компост. Для неорганических удобрений нужно учитывать быстроту их растворения и осенью стараться вносить те, которые будут растворяться медленно. Это может быть нитроаммофоска, мочевина. Картофелю нужны подкормки, которые вносят как при подготовке почвы под посадку. Чаще всего удобрения для картофеля комбинируют, совмещая органику. Если почва на участке кислая, то осенью можно заняться восстановлением ее.

Как заказать?

Заполните форму для консультации и заказа Слив в водоемы ядохимикатов избыток удобрений. Оператор уточнит у вас все детали и мы отправим ваш заказ. Через 1-10 дней вы получите посылку и оплатите её при получении.

Слив в водоемы ядохимикатов избыток удобрений. Удобрение для помидор. Отзывы, инструкция по применению, состав и свойства.

Купить-Слив в водоемы ядохимикатов избыток удобрений можно в таких странах как:

Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Узбекистан, Украина Армения

Отзывы покупателей:

Вы можете купить удобрения кремниевые на нашем сайте, сделав заказ по круглосуточным телефонам или в специальной форме сайта. Купить удобрения кремниевые на нашем сайте – значит получить товар вовремя, по выгодной стоимости и без проблем с доставкой.

У меня есть небольшой участок за городом. Каждый год я там сажу различные культуры. В основном томаты и огурчики. Но есть малина, смородина и еще несколько иных растений. Я постоянно удобряю огород стандартными наборами удобрений. Но вот решила попробовать Силактив – удобрения с активным кремнием. Результатом я оказалась довольна. Особенно впечатлил урожай клубники. Я собрала минимум на 70 килограмм больше, чем обычно. Смогла много закатать, де еще и продала килограмм 20. Очень довольна этим видом удобрений.

Если возникает необходимость в применении пестицидов, нужно воспользоваться их баковой смесью с Силиплантом. При этом дозу пестицидов можно снизить на 30%-40%, без потери их эффективности. Силиплант в водной среде образует пористую пленку, которая хорошо закрепляет пестициды на листьях, снижая их потери. Кроме того, кремний повышает эффективность действия пестицидов за счет их более активного поступления и передвижения по растению. Именно это и позволяет снизить норму расхода пестицидов, или сократить количество обработок.

тесты по биологии и экологии 11 класс
тест по биологии (11 класс) по теме

Представлены тематические тесты для использования на уроках биологии по теме “Основы экологии”

Скачать:

ВложениеРазмер
testy_po_biologii_osnovy_ekologii_11_klass.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тематические тесты к урокам биологии и экологии в 11 классе по теме

«Основы эволюции» и «Основы экологии

1. Биологический диктант по теме «Что изучает экология?»

1) Наука о различных аспектах взаимодействия организмов между собой, с факторами окружающей среды и человеком, а также о путях оптимизации таких отношений называется … (экологией).

2) Совокупность абиотических и биотических условий жизни организма называется … (средой обитания).

3) Тремя важнейшими компонентами среды, окружающей человека, являются … (абиотический, биотический и социальный).

4) Экологические факторы делятся на группы … (абиотические, биотические, антропогенные).

5) Важнейшими абиотическими факторами являются … (температура, свет, влажность).

6) Для синиц характерна … среда обитания (наземно-воздушная).

7) Плотность внешней среды большая в … (воде).

8) Способность организмов выдерживать изменения условий жизни называется … (толерантностью).

9) Минимум и максимум воздействия фактора … для организма (губителен).

10) Для организма наиболее благоприятным является … интенсивности фактора (оптимум).

2. Тестирование по теме «Типы экологических взаимодействий»

1) Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:

2) Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:

3) В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:

4) Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида, называется:

5) Если рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, это пример:

а) взаимополезных отношений;

б) полезно-нейтральных отношений;

в) полезно-вредных отношений;

г) взаимовредных отношений.

6) Беспозвоночные разных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:

7) Отношения «паразит – хозяин» состоят в том, что паразит:

а) не оказывает существенного влияния на хозяина;

б) всегда приводит хозяина к смерти;

в) приносит определенную пользу хозяину;

г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина.

8) Некоторые грибы растут на корнях определенных деревьев. Такой тип взаимоотношений называется:

9) Хищники в природном сообществе:

а) уничтожают популяцию жертв;

б) способствуют росту популяции жертв;

в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее численность;

г) не влияют на численность популяции жертв.

10) Организм, в теле которого происходит размножение паразита, называется:

а) основным хозяином;

б) промежуточным хозяином;

3 Тема: «Конкурентные взаимодействия живых организмов»

Выберите правильные суждения.

1) Внутривидовые отношения – механизм, обеспечивающий саморегуляцию численности популяций.

2) Межвидовая конкуренция играет важную роль в формировании природного сообщества.

3) Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением.

4) Абиотические факторы не оказывают влияния на конкурентные отношения двух родственных видов.

5) Территориальное поведение у животных – способ регуляции численности популяции.

6) Организмы двух видов одинаково реагируют на повышение плотности их популяции.

7) Конкуренция не является формой биотических взаимоотношений.

8) Конкурентные взаимоотношения, как правило, полезны для обоих организмов.

9) Самоизреживание у елей – это пример межвидовой конкуренции.

10) Примером внутривидовой конкуренции являются взаимоотношения между волками в стае.

Ответ: 1, 2, 3, 5, 10.

4. ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕХАРАКТЕРИСТИКИ ПОПУЛЯЦИИ

1) Старые особи составляют бульшую долю в популяциях:

а) быстро растущих;

б) находящихся в стабильном состоянии;

в) со сниженной численностью;

г) в которых не наблюдается четкой закономерности роста.

2) Если скорость роста популяции N равна нулю, наблюдается одна из следующих возможностей:

а) популяция увеличивается и ожидается сильная конкуренция за пищу и территорию;

б) популяция увеличивается и ожидается высокая активность паразитов и хищников;

в) популяция уменьшается вследствие накопления мутаций;

г) популяция достигает максимальных размеров.

3) Число особей вида на единицу площади или на единицу объема жизненного пространства показывает:

а) видовое разнообразие;

в) плотность популяции;

г) обилие популяции.

4) Общее число особей популяции, или общая масса особей на определенной территории, – это:

а) индекс численности;

б) обилие популяции;

в) плотность популяции;

г) экологическая пирамида.

5) Соотношение особей популяции по возрастному состоянию на-зывают:

а) средней продолжительностью жизни особей в популяции;

б) возрастным спектром популяции;

в) физиологической плодовитостью;

г) экологической рождаемостью.

6) Наиболее устойчивыми являются популяции, состоящие:

а) из одной генерации (поколения);

б) двух генераций;

в) трех генераций;

г) нескольких генераций и потомков каждой из них.

7) Популяцию характеризуют следующие свойства:

а) рождаемость, смертность;

б) площадь территории;

в) распределение в пространстве;

г) среда обитания, условия жизни.

8) Знания демографических показателей популяции имеет важное практическое значение:

а) в охотничьих хозяйствах;

б) для медико-санитарной службы;

в) в рыболовстве.

9) Возрастная структура популяции:

а) определяется внешними условиями;

б) не зависит от жизненного цикла вида;

в) зависит от интенсивности смертности и от величины рождаемости;

г) зависит от размеров популяции.

10) Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:

а) одну популяцию одного вида;

б) две популяции одного вида;

в) две популяции двух видов;

г) одну популяцию двух видов.

5. Тестирование по теме «Динамика популяции»

1) В наименьшей степени связано с численностью популяции действие фактора:

б) накопления отходов жизнедеятельности;

2) Популяция может увеличивать численность с возрастающей скоростью, то есть экспоненциально:

а) когда ограничена только пища;

б) при освоении новых мест обитания;

в) только в случае отсутствия хищников;

г) только в лабораторных условиях.

3) Численность популяции из года в год остается примерно одинаковой, потому что:

а) каждый год погибает примерно одинаковое количество особей;

б) организмы размножаются более интенсивно при меньшей плотности и менее интенсивно при большей плотности;

в) организмы прекращают размножение, после того как численность популяции превысит средний уровень;

г) смертность и рождаемость примерно одинаковы.

4) Если n – число организмов, t – время, то формула ∆ n /∆ t означает:

а) среднюю скорость изменения числа организмов в расчете на одну особь;

б) среднюю скорость изменения числа организмов во времени;

в) скорость роста популяции в процентах;

г) скорость изменения числа организмов за единицу времени на определенной территории.

5) Колебания численности популяции связаны:

а) с изменением условий жизни (температуры, влажности);

б) с загрязнением окружающей среды;

в) со средой обитания;

г) с уровнем организации организмов.

6) Показателем процветания популяций в экосистеме служит:

а) связь с другими популяциями;

б) связь между особями популяции;

в) их высокая численность;

г) колебания численности популяций.

7) Численность популяций колорадского жука, завезенного из Америки в Европу, сильно выросла:

а) из-за благоприятного здесь климата;

б) более снежных зим;

в) более влажного климата;

г) отсутствия врагов этого насекомого.

8) Сохранению популяций и видов промысловых животных способствует:

а) полный запрет на охоту;

б) вселение их в новую экосистему;

в) регуляция численности частичным запретом на охоту;

г) полное уничтожение их врагов.

9) Популяции угрожает гибель, если ее численность:

в) колеблется по сезонам;

г) колеблется по годам.

10) Истребление хищниками больных и ослабленных животных способствует тому, что численность популяций жертв:

в) изменяется по сезонам года;

г) поддерживается на определенном уровне.

6. Тестирование по теме «Структура сообщества»

1) Совокупность взаимосвязанных между собой и со средой обитания видов, длительное время обитающих на определенной территории с однородными природными условиями, представляет собой:

2) Примером природной экосистемы служит:

а) пшеничное поле;

3) Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем:

б) ее устойчивости;

в) ее закономерного развития;

г) конкуренции видов.

4) Одна из главных причин сокращения разнообразия видов жи-
вотных:

а) колебания численности растительноядных;

б) межвидовая борьба;

в) чрезмерное размножение хищников;

г) разрушение мест обитания животных.

5) Почему дубраву считают биогеоценозом?

а) Между всеми обитающими в ней видами существуют родственные связи;

б) между обитающими в ней видами отсутствуют родственные связи;

в) особи разных видов скрещиваются между собой и связаны родством;

г) обитающие в ней виды связаны между собой и с факторами неживой природы.

6) Наибольшее число видов характерно для экосистемы:

а) березовой рощи;

б) экваториального леса;

7) Наименьшее число видов входит в биоценоз:

а) тропического леса;

в) широколиственного леса;

8) Ярусное строение фитоценоза:

а) дает растениям возможность более полно использовать ресурсы среды;

б) не имеет никакого значения для растений;

в) связано с ярусным распределением животных в сообществе;

г) приводит к уменьшению видового разнообразия.

9) Основными причинами утраты биологического разнообразия может быть:

а) возрастающее потребление ресурсов;

б) эволюционное старение видов;

в) расселение видов в другие экосистемы.

10) К важнейшим показателям, характеризующим структуру сообщества, относят:

а) видовой состав, видовое разнообразие;

б) перемещение (круговорот) веществ и энергии;

в) экологические взаимодействия организмов.

7. Тестирование по теме «Пищевые цепи»

1) Растение «петров крест» в биоценозе функционирует как:

б) консумент I порядка;

в) консумент II порядка;

2) Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те, и другие:

а) поедают растительноядных животных;

б) живут в сходных местообитаниях;

в) имеют примерно одинаковые размеры;

г) имеют разнообразную кормовую базу.

3) Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, относят:

4) Азотфиксирующие бактерии относятся:

а) к продуцентам;

б) консументам I порядка;

в) консументам II порядка;

5) Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как:

а) они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией;

б) на Земле существует огромное разнообразие растений;

в) растения расселились во все среды обитания;

г) численность растений каждого вида очень высокая.

6) Большое разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме обеспечивают ее:

г) сходство с агроценозом.

7) Процессы фотосинтеза, в результате которого неорганические вещества превращаются в органические и дыхание, при котором органические вещества расщепляются до неорганических, составляют основу:

а) обмена веществ;

б) круговорота веществ;

в) пищевых связей;

г) территориальных связей.

8) Неоднократному использованию живыми организмами химических веществ в экосистеме способствует:

б) обмен веществ и энергии;

в) колебание численности популяций;

г) круговорот веществ.

9) Определите правильно составленную пищевую цепь:

а) ястреб → дрозд → гусеница → крапива;

б) крапива → дрозд → гусеница → ястреб;

в) гусеница → крапива → дрозд → ястреб;

г) крапива → гусеница → дрозд → ястреб.

10) Главный источник энергии, обеспечивающий круговорот веществ:

а) реакции, протекающие в земных недрах;

б) органические вещества тел животных;

в) солнечное излучение;

г) хемосинтезирующие организмы.

8. Тестирование по теме « Экологические пирамиды»

1) Количество энергии, передаваемой с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:

2) Согласно правилу пирамиды чисел общее число особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:

в) остается неизменным;

г) изменяется по синусоидному графику (циклически).

3) Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к последующему происходит передача вещества, называют:

а) экологической пирамидой массы;

б) экологической пирамидой энергии;

в) цепью питания;

4) Первоначальным источником веществ и энергии в большинстве экосистем являются:

5) Прогрессивное уменьшение биомассы и энергии от продуцентов к консументам и от них к редуцентам называют:

а) круговоротом веществ;

б) правилом экологической пирамиды;

в) развитием экосистемы;

г) законом превращения энергии.

6) Перевернутая пирамида численности характерна для:

а) водных экосистем;

б) наземных экосистем;

в) не встречается вообще;

г) почвенных биоценозов.

7) Потери вещества и энергии при переходе с одного трофического уровня на другой составляют:

8) Для каждого следующего уровня пищевой цепи:

а) биомасса организмов значительно больше, чем для предыдущего;

б) биомасса организмов сравнима с биомассой предыдущего уровня;

в) сумма биомасс организмов двух следующих уровней равна биомассе предыдущего;

г) биомасса организмов обычно меньше, чем для предыдущего.

9) Пирамида численности отражает:

а) плотность населения организмов на каждом трофическом уровне;

б) скорость самовозобновления (оборота) организмов;

в) количество биомассы на каждом трофическом уровне.

10) Большое разнообразие видов в экосистеме – основа формирования разнообразных цепей питания, сбалансированного круговорота веществ и …

а) устойчивого развития экосистем;

б) колебания численности популяций;

в) появления новых видов;

г) расселения видов в другие экосистемы.

9. Тестирование по теме «Экологическая сукцессия»

1) Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:

а) мхи – лишайники – травянистые растения;

б) лишайники – травянистые растения – мхи;

в) лишайники – мхи – травянистые растения;

г) травянистые растения – мхи – лишайники.

2) В процессе сукцессии в сообществе происходят следующие основные изменения:

а) смена видового состава растений и животных;

б) уменьшение видового разнообразия организмов;

в) уменьшение биомассы органического вещества;

г) увеличение чистой продукции сообщества.

3) естественная смена одних растительных сообществ другими выражается в том, что:

а) ни один вид не уничтожается полностью другим видом;

б) в экосистеме постоянно происходит колебание численности видов;

в) менее приспособленные виды вытесняются более приспособленными;

г) на смену менее устойчивой экосистеме приходит более устойчивая.

4) Какие организмы первыми заселят остров, залитый вулканической лавой?

а) деревья; в) кустарники;

б) лишайники; г) лисицы.

5) Значительные изменения организмами среды обитания в процессе их жизнедеятельности, в результате чего она становится непригодной для их жизни, – это причина:

а) вымирания видов;

б) колебания численности популяций;

в) смены экосистем;

г) биологического прогресса.

6) Причинами смены одного биогеоценоза другим являются:

а) сезонные изменения в природе;

б) изменения погодных условий;

в) колебания численности популяций одного вида;

г) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов.

7) Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме, причиной которых является фактор:

8) К глубоким изменениям экосистемы степи приводит:

а) отмирание надземных частей растений летом;

б) изменение активности животных в течение суток;

в) распашка земель;

г) бурное развитие растительности зимой.

9) Выберите неправильный ответ. Вытаптывание в лесопарке ведет:

а) к повреждению подроста деревьев;

б) уплотнению почвы;

в) исчезновению луговых трав;

г) исчезновению лесных трав.

10) Укажите причину массовой гибели птиц в прибрежных зонах морей:

а) недостаток пищи;

б) загрязнение воды в морях нефтепродуктами;

Определите правильно составленную пищевую цеп

а) ястреб → дрозд → гусеница → крапива;

б) крапива → дрозд → гусеница → ястреб;

в) гусеница → крапива → дрозд → ястреб;

г) крапива → гусеница → дрозд → ястреб.

76) Главный источник энергии, обеспечивающий круговорот веществ:

а) реакции, протекающие в земных недрах;

б) органические вещества тел животных;

в) солнечное излучение;

Г) хемосинтезирующие организмы.

Что не относится к источникам загрязнения атмосферы?

А) пылевые бури

Б) лесные пожары

В) извержение вулкана

Г) сточные воды ЖКХ

Как называется мера дозы радиоактивного облучения?

А) беккерель

Б) бэр

В) распад

Г) активность

80) Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:

а) мхи – лишайники – травянистые растения;

б) лишайники – травянистые растения – мхи;

в) лишайники – мхи – травянистые растения;

Г) травянистые растения – мхи – лишайники

81) В процессе сукцессии в сообществе происходят следующие основные изменения:

а) смена видового состава растений и животных;

б) уменьшение видового разнообразия организмов;

в) уменьшение биомассы органического вещества;

Г) увеличение чистой продукции сообщества.

82) естественная смена одних растительных сообществ другими выражается в том, что:

а) ни один вид не уничтожается полностью другим видом;

б) в экосистеме постоянно происходит колебание численности видов;

В) менее приспособленные виды вытесняются более приспособленными

Г) на смену менее устойчивой экосистеме приходит более устойчивая.

Какие организмы первыми заселят остров, залитый вулканической лавой?

а) деревья; в) кустарники;

Б) лишайники; г) лисицы.

84) Значительные изменения организмами среды обитания в процессе их жизнедеятельности, в результате чего она становится непригодной для их жизни, – это причина:

а) вымирания видов;

б) колебания численности популяций;

в) смены экосистем;

Г) биологического прогресса.

85) Причинами смены одного биогеоценоза другим являются:

а) сезонные изменения в природе;

б) изменения погодных условий;

в) колебания численности популяций одного вида;

Г) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов.

86) Слив в водоемы ядохимикатов, избыток удобрений в результате полива могут вызвать большие изменения в данной экосистеме, причиной которых является фактор:

Г) метеорологический.

87) К глубоким изменениям экосистемы степи приводит:

а) отмирание надземных частей растений летом;

б) изменение активности животных в течение суток;

в) распашка земель;

Г) бурное развитие растительности зимой.

88) Выберите неправильный ответ. Вытаптывание в лесопарке ведет:

а) к повреждению подроста деревьев;

б) уплотнению почвы;

в) исчезновению луговых трав;

Г) исчезновению лесных трав.

89) Укажите причину массовой гибели птиц в прибрежных зонах морей:

а) недостаток пищи;

б) загрязнение воды в морях нефтепродуктами;

в) сезонные изменения в природе;

Г) приливы и отливы.

Часть 2

В заданиях В1 – В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

90. Местом для первичной сукцессии могут служить

А) лесная вырубка

Б) обнаженная горная порода

В) песчаные дюны

Г) заброшенные сельскохозяйственные угодия

Д) выгоревшие участки

Е) бывшее ложе ледника

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке).

91. Консументом леса является волк

А) Потребляет солнечную энергию

Б) регулирует численность мышевидных грызунов

В) выполняет роль редуцента

Д) накапливает в теле хитин

Е) поедает растительноядных животных

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке)

При выполнении задания В3 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в ответ буквы выбранных ответов без пробелов и других символов.

92. Укажите соответствие парами животных и типом их взаимоотношений

А) острица – человек

Г) гидра – дафния

Д) бычий цепень – копытное животное

93. К антропогенным экологическим факторам относят

А) внесение органических удобрений в почву

Б) уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины

В) выпадение осадков

Г) прекращение вулканической деятельности

Д) прореживание саженцев сосны

Е) обмеление рек в результате вырубки лесов

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке).

94. В естественной экосистеме

А) разнообразный видовой состав

Б) обитает небольшое число видов

В) незамкнутый круговорот веществ

Г) замкнутый круговорот веществ

Д) разветвленные цепи питания

Е) среди консументов преобладают хищники

(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке)

Пары животныхТипы взаимоотношений
При выполнении задания В3 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в ответ буквы выбранных ответов без пробелов и других символов.

95 Установить соответствие между компонентами среды и экосистемами

Компоненты средыЭкосистемы
А) Круговорот веществ незамкнутый Б) Круговорот веществ замкнутый В) Цепи питания короткие Г) Цепи питания длинные Д) Преобладание монокультур1) Агроценоз 2) Биогеоценоз
АБВГД

1. Единый природный комплекс, характеризующийся некоторым основным типом раститель- ности или иной особенностью ландшафта – ___________

2. Однородное место обитания живых организмов имеющее определенную протяженность и четко выраженные границы – _____________________.

3. Все разнообразие живых существа – их видов и особей каждого вида, населяющие данный биотоп образуют – _______________

4. Эволюционно сложившаяся, пространственно ограниченная, длительно самоподдерживаю- щаяся, однородная экологическая система, в которой функционально взаимосвязаны живые организмы и окружающая их абиотическая среда – ____________.

5. Место занимаемое определенным биологическим видом в биотопе, позволяющее ему ус- пешно использовать пищевые ресурсы биогеоценоза – ______________

6. Последовательная смена одних фитоценозов (биоценозов, биогеоценозов) другими на опре- делённом участке среды – ________________

7. Общее количество живого вещества, выраженное в массе сухого вещества на единицу пло- щади или объема окружающей среды – _______________

8. Скорость приращения биомассы в результате роста и размножения организмов. Показатель различия в состоянии пастбищного луга ранней весной и в разгар лета – _________________.

9. Форма взаимомотношений разных видов, при которой оба или один из них извлекают поль- зу от другого ________________.

10. Взаимополезное сожительство разных видов: лишайник (гриб и водоросль), рак отшельник и коралловый полипа– актиния – __________

Чем опасно попадание минеральных удобрений в воду.

Давно известно, что на качество водоёмов влияют антропогенные факторы. В том числе и поступление в воду минеральных удобрений. Это может произойти при транспортировке, неправильном хранении, низкого качества заделывании земли и так далее.

Совокупность причин, позволяющих удобрениям проникать в водоёмы, повышает количество биогенных компонентов, которые в значительной мере усиливают рост водорослей и других растений. Огромное количество вновь появившейся растительности не успевает «съедаться» жителями водных бассейнов. За этим следует процесс разложения «лишних» растений, который происходит в совокупности с гниением. В результате чего в воде собирается большое количество газов.

Давно известно, что на качество водоёмов влияют антропогенные факторы. В том числе и поступление в воду минеральных удобрений. Это может произойти при транспортировке, неправильном хранении, низкого качества заделывании земли и так далее. Совокупность причин, позволяющих удобрениям проникать в водоёмы, повышает количество биогенных компонентов, которые в значительной мере усиливают рост водорослей и других растений. Огромное количество вновь появившейся растительности не успевает «съедаться» жителями водных бассейнов. За этим следует процесс разложения «лишних» растений, который происходит в совокупности с гниением. В результате чего в воде собирается большое количество газов.
Все эти процессы «убивают» водоём, жизнь в котором становится невозможна.

Чем вредны минеральные удобрения.

Помимо положительных свойств и полезных компонентов, содержащихся в составе, применение минеральных удобрений влечет за собой отрицательные последствия. Вред может быть нанесен не только растениям, но и почве, водоёмам, находящимся неподалеку от мест использования данных удобрений.

Это связано с тем, что химические препараты имеют в своем составе не только нужные и полезные элементы, но и вредные компоненты, которые растения не в силах переработать. В результате чего грунт собирает в себе все эти «ненужные» вещества, которые разбалансируют почву, изменяют её состав.

Движение грунтовых вод способствует перемещению минеральных удобрений в земле. При их попадании в реки и другие водные бассейны происходит уменьшение кислорода, который так необходим подводным обитателям, растениям, в итоге его запасы исчерпываются всё быстрее. Рыбы начинают погибать, растения гниют. Среда обитания больше не подходит для жизни.

Также опасен для растений ожог химическими веществами, это наносит вред растению, что понижает качество и количество урожая.

Важно следить за концентрацией азота и не допускать его избытка при введении удобрения в почву. «Лишнее» количество вещества возвращается в атмосферу в виде газов, повышающих температуру на поверхности.

При частом использовании химических удобрений количество питательных вещества в почве сокращается, что оказывает негативное влияние на состав минерально-витаминного комплекса урожая.

Минеральное загрязнение водоемов.

С ростом и развитием промышленности, возрастает и число «жертв» природы, страдающих от последствий.

В воду рек и других природных источников попадает очень большой объем ядовитых веществ. Это и соединения металлов, и минеральные вещества, в том числе сельскохозяйственные подкормки, добавки, удобрения, имеющие в своем составе не только питательные компоненты, но и вредные, даже губительные для водоёмов.

Всем известно, что в таблице Менделеева есть и отравляющие, токсичные элементы – ртуть, свинец, кадмий, селен, литий и другие. Все они поглощаются рыбой, которую впоследствии поглощаем мы. И в результате большое количество людей страдает от последствий отравления этими металлами – поражаются жизненно важные функции: слух, зрение, нервная система. Малыши рождаются с разного рода физическими и умственными отклонениями. Доза вредных веществ, поглощаемая крупной рыбой, может достигать смертельной концентрации для людей. Не стоит забывать об этом, каждый раз, когда задумываемся о загрязнении водоёма любыми минеральными веществами, металлами и так далее.

Многие земледельцы страдают от такого явления, как водная эрозия или разрушение почвы. Но вместе с почвой, в воду попадают добавки, подкормки и другие компоненты, используемые в качестве удобрений. Это влечет за собой и смерть рыбы, и невозможность продолжения жизни в водоёме, который превращается в «цветущую» вонючую жижу. Попадание этих веществ в реки, пруды возможно и с грунтовыми водами.

Поверхностно-активные вещества (ПАВ), содержащиеся в воде и на побережьях рек и других водных бассейнов, вызывают эвтрофикацию и уменьшают ценность водных объектов, с точки зрения красоты и эстетики. И проведение оздоровительных мероприятий вблизи таких мест становится невозможной.

Фосфорное загрязнение водоемов.

Применение фосфорсодержащих веществ в качестве удобрений должно находиться под строгим контролем специалистов в этой области.

Попадание этого элемента в водоёмы маловероятно в природных условиях, не нарушаемых какими-то факторами. Но всё же возможно, так как разрушение почв после таяния снега, весной, вместе с грунтом, смывает и удобрения, которыми подкармливают растения как раз в этот период.

В результате чего, как и в случае с минеральными веществами, происходит ухудшение качества воды, а в дальнейшем гибель всех её обитателей, Образование газов, таких как сероводород, делает пребывания рядом с водоёмом практически невозможным.

Риск загрязнения существует и для земель, подготовленных для пахоты. Фосфор, содержащийся в удобрениях, является причиной проникновения соединений тяжелых металлов, а также элементов, ядра которых испытывают радиоактивный распад.

Загрязнение воды азотными удобрениями.

Азотные удобрения способны быстро перемещаться вместе с подземными водами, именно поэтому их использование, в основном, стараются перенести на сухое время года.

Помимо негативных последствий, связанных с ухудшением воды и вместе с тем качества жизни в реках, озерах, прудах и других водных бассейнах, в водоёмы попадают ядовитые вещества – нитраты. Во избежание отравлений и других опасностей, возникающих при содержании нитратов в воде, были установлены санитарно-гигиенические нормативы, отражающие предельно допустимую концентрацию вещества.

Для разных географических зон – значение норматива отличается. Это связано с использованием воды в разных целях, в том числе и для каждодневного потребления. В тропиках и на экваторе -10 мг/〖дм〗^3, в умеренных зонах — показатель колеблется от 20 до 25 мг/〖дм〗^3. В Америке этот показатель достигает 44 мг/〖дм〗^3, а вот в Украине норматив практически вдвое превышает показатель в умеренных широтах.

Загрязнение воды нитратами.

Каждый человек не раз слышал, что в овощах могут содержаться нитраты.

Переизбыток нитратов является опасным для людей и животных.

Попадают эти вредные вещества в корнеплоды, зелень и другие растения вместе с водой, их содержащей.

Наиболее опасными и ядовитыми являются нитриты, в которые переходят нитраты под действием бактерий.

Загрязнение воды калийными удобрениями.

Калийные удобрения и их неправильное использование оказывают отрицательное влияние на почву, воду, растения и животных.

Вода начинает горчить, терпит изменения в составе. Содержание элементов почвы разбалансируется, нарушаются пропорции калия и натрия. Все это влечет за собой составление нового катионного состава. Живность, которая потребляет в пищу эти растения, заболевает.

Болезнь характеризуется расстройством нервно-мышечной возбудимости и влечет изменения в составе крови животных. Называют её «пастбищная тетания». Преимущественно от неё страдают молочные коровы.

Меры по уменьшению вреда от минеральных удобрений.

Рассмотрим способы, которые применяют для защиты окружающей среды от негативных последствий использования минеральных удобрений.

Прежде чем начать использовать минеральные добавки и подкормки, важно хорошо знать особенности сельскохозяйственных культур, их периоды роста, цветения, плодоношения и так далее.

Чтобы предотвратить превращение нитратов в нитриты следует применять вещества, замедляющие процессы химических реакций или вовсе их останавливающие. Азотосодержащие удобрения не оставлять без грунтового покрытия, чтобы не допускать взаимодействия добавок с воздухом.

Защита пахотных земель от вымывания и разрушения почв также препятствует попаданию минеральных элементов в водоёмы.

Также нужно обратить внимание на то, в какой форме приобретаются удобрения, каков их срок годности, какого они качества. Это позволит уменьшить количество минеральных веществ, неконтролируемо попадающих в почву и сократить накопление их в грунте.

Не стоит зацикливаться на одной группе удобрений, важно уметь чередовать их, для того, чтобы избежать негативных последствий.

Применение мер предосторожности, разумное использование удобрений, соблюдение норм и правил при работе с минеральными веществами позволит сохранить экологический баланс, избежать загрязнения и ухудшения качества окружающей среды, оградить человека от отравлений, заболеваний.

О вреде избытка удобрений. Признаки. Лечение

Всё хорошо в меру. Избыток питательных веществ провоцирует нарушение процессов вегетации, приводит к образованию нитратов и отмиранию тканей. Передозировка не приносит пользы, она вредна. Речь пойдёт о минеральных удобрениях, так как концентрация в них по сравнению с органикой достаточно велика и ошибки происходят чаще.

Не навреди!

Важно понимать, что несоблюдение норм, пропорций и сроков внесения, особенно азотных веществ опасно. Поэтому нужно аккуратно и грамотно пользоваться минеральными добавками, не применять их «на глазок», не руководствоваться догадками и благими намерениями. Как выражаются агротехники: «нехватку знаний нельзя возместить избытком удобрений».

Несоблюдение норм и интервалов снижает качество, приводит к потерям урожайности и даже к гибели растений. Часто огородник, заметив ухудшение состояния саженцев, решает сделать ещё одну подкорму. В результате происходит перенасыщение почвы и гибель культуры. Необоснованно высокие дозы азота – накопление нитратов. Интересный факт – такой же вредный процесс происходит в плодородной почве при дефиците фосфора, калия, молибдена.

Почему происходит поглощение растениями питательных веществ? Рассмотрим принцип действия. Все удобрения трансформируются в почве в неорганические соли, подающиеся в виде водного раствора. Основой динамики питания является баланс солей. Если сок растения более солёный, чем почва, тогда происходит впитывание корневой системой почвенного раствора. Одинаковая концентрация приводит к остановке поглощения влаги из почвы. Если почва солёная больше, чем сок растения, тогда происходит самое страшное – отток жидкости из стебля и гибель культуры.

Как определить признаки отравления

Переизбыток каждого вещества имеет свои симптомы, поэтому нужно знать признаки и уметь диагностировать. Рассмотрим все варианты перенасыщения.

Излишки азота определяются визуально. Растение выглядит перекормленным, имеет чрезмерно могучий стебель, тёмно-зелёную ботву. Происходит удлинение вегетации, задерживается пора цветения, отодвигаются сроки сбора, ухудшается качество плодов. Повышается восприимчивость к грибковым инфекциям.

У томатов по краям листвы появляется хлороз с коричневым некрозом, проходящим между прожилками. Происходит изгибание черешков, свёртывание листьев. У огурцов старые листья деформируются, покрываются прозрачными пятнами, которые потом желтеют или становятся серо-бурыми. Плоды накапливают нитраты и вырастают мельче обычного.

При производстве овощей передозировка фосфором приводит к появлению некротической пятнистости, к общему пожелтению, опадению листьев. Происходит быстрое старение, повышается чувствительность к нехватке воды. У томатов концы старых листьев приобретают коричневый или жёлтый оттенок, хотя ткань остаётся невредимой, даже при наличии некротических пятен.
Калий

Признаками избытка калия является удлинённые междоузлия, задержка роста, светлые листья. Наблюдается задержка впитывания азотистых соединений. Более поздняя стадия характеризуется некрозом тканей, мозаичными пятнами, увяданием и сбросом листвы.

Если в почву внесли избыточное количество магния, то листья реагируют скручиванием, становятся насыщенно-тёмными. У помидоров ботва уменьшается в размерах, концы листьев удлиняются и отмирают.

Отравление кальцием стимулирует усиленный рост побегов, которые быстро увядают. На листьях появляется межжилковый хлороз с бледной пятнистостью в виде кругов, иногда заполненных жидкостью.

Что делать при неправильном внесении удобрений?

Если вы совершили ошибку и превысили норму внесения удобрений, это отразится на состоянии ваших питомцев. Наблюдая за растениями, вы по внешним признакам определите избыточное присутствие какого-либо элемента.

Оперативная помощь поможет исправить ситуацию. Нужен полив, причём рекомендуется однократно пролить почву большим количеством воды (12-15 литров на кв. метр). Этот приём помогает вымыть из верхнего слоя активные вещества и трансформировать их в более глубокие пласты, достаточно 20-30 см. Если растения компактные, специалисты советуют пролить несколько раз с одновременной пересадкой и внесением в лунку другой земли. В любом случае промывка почвы даёт результаты, и состояние культур улучшается.

Что происходит при чрезмерном использовании минеральных удобрений?

Чтобы получить хороший урожай, необходимо своевременно и грамотно проводить подкормку растений. Но все ли удобрения эффективны и безопасны для огородных культур и человека, употребляющего выращенные плоды в пищу?

Характеристика удобрений, применяемых при выращивании овощей

Удобрения бывают органические и минеральные (неорганические). Подкормки увеличивают урожай зерновых, овощных и плодовых культур.

Химические удобрения содержат макро- и микроэлементы. К первой группе полезных веществ относят азот, калий, кальций, магний, фосфор, серу, железо: они усваиваются растениями в большом количестве; ко второй – бор, марганец, кобальт, йод, молибден, ванадий и др.: эти химические вещества нужны в малых дозах.

Если органические удобрения получают из результатов жизнедеятельности животных, сельскохозяйственных отходов и других подручных материалов, то в качестве сырья для изготовления минеральных подкормок используют выдержки из полезных ископаемых (к примеру, фосфор), атмосферных составляющих (азот) или побочных продуктов промышленного производства.

Хим. удобрения, которые разрешены в сельском хозяйстве, состоят из элементов, извлеченных из природных пород. Эти компоненты применяются в дополнение к органике.

Если минеральное удобрение содержит чрезмерное количество легко растворимых питательных веществ, они могут нарушить структуру почвы и привести к сильному дисбалансу в питании.

В нижеследующей таблице приведена классификация минеральных удобрений по различным основаниям.

Один компонент: азотные, фосфорные, калийныеКомплекс: двойные и тройные (полные)твердыежидкие суспендированныепорошоккристаллыгранулыпрямые (для растений)косвенные: улучшение почвы, на которой выращивают овощные культуры

Под качеством подкормки подразумевается:

  1. насыпная плотность;
  2. содержание питательных веществ;
  3. влажность;
  4. прочность частиц;
  5. гигроскопичность;
  6. гранулометрический состав (распределение крупинок разного размера).

Зачем необходимы минеральные удобрения?

Неорганические удобрения (при условии чередования с органикой) обеспечивают почву всеми полезными элементами. Они воздействуют на растения быстрее органических, однако в неумеренных количествах могут погубить насаждения из-за своей способности накапливаться в овощах и фруктах, а при употреблении плодов – причинять вред здоровью человека и животных.

Овощи, растущие без применения минеральных удобрений, выглядят меньше, чем их собратья.

Химические подкормки не должны попадать на надземные части растений – это ведет к ожогу листьев.

Растворы минеральных удобрений вносят во влажный грунт. Если земля сухая, смесь обожжет корневую систему.

Минеральную подкормку не вносят:

  • Под молодые растения, так как у них еще недостаточно сил.
  • На больные культуры.
  • На сухой грунт (землю необходимо обильно полить за несколько часов до разбрасывания удобрения).
  • В дневное время (вносят утром и вечером), в сильную жару или в морозный период.

Дефицит полезных веществ приводит к следующим последствиям:

  1. Недостаток азота в почве ведет к потере цвета, недоразвитости и желтизне листьев.
  2. При нехватке калия в почве снижается развитие семян, повышается восприимчивость растений к болезням, нижние листья сначала желтеют по краям, затем буреют и отмирают.
  3. Фосфор необходим для ускорения развития корневой системы и плодов. Недостаток элемента в почве сказывается на листьях: они становятся сероватого или красноватого цвета, а нижние желтеют и отмирают.
  4. У помидоров, выращенных на почвах, где нет бора, рост прекращается, появляются салатные пятна, напоминающие ожоги. К отсутствию вещества чувствительны также вишни, абрикосы, яблоки и груши – они прекращают цветение, созревание плодов приостанавливается.
  5. Кальций способствует развитию корневой системы.
  6. Сера играет важную роль в процессах дыхания.
  7. Магний и железо потребляются в значительно меньших количествах для нормального развития саженцев, чем перечисленные выше компоненты. Mg и Fe поддерживают нормальный цвет листвы.

Кроме описанных элементов, важными для растений являются медь, марганец, цинк.

Польза и вред минеральных удобрений

Минеральные удобрения включают в себя во много раз больше полезных веществ, чем органические:

  • Азотная подкормка содержит от 15% (нитрат натрия ― NaNO3) до 82% (жидкий аммиак) азота.
  • Фосфорные удобрения – от 18% (фосфориты) до 40% фосфора.
  • Калийные препараты – от 16% до 62% (хлорид калия ― KCl) калия.

В комплексных удобрениях есть все три перечисленных компонента.

1 кг калийного средства, добавляемого в почву, в которой высаживается картофель, увеличивает урожайность на 50 кг.

Неорганические вещества способствуют образованию в плодах нитратов и нитритов. Для снижения ущерба любые подкормки растений прекращают за 4-10 недель до уборки урожая. Конкретные сроки зависят от характера культуры. За время этой «передышки» большая часть вредных веществ уходит.

На богатых органикой землях растения развиваются быстрее, однако вещества данной категории работают медленно, они не успевают обеспечить саженцы всем необходимым. Выход – добавлять минеральные удобрения, которые смогут восполнить недостаток питания. При использовании почв, бедных органикой, ситуация иная: сначала возмещают нехватку органических веществ, минеральные же удобрения добавляют изредка, иначе растения не смогут их усвоить.

Порядок корректного использования минеральных составов

По срокам внесения разделяют удобрение основное и для подкормки. Первое вносят осенью или весной, а второе – в период вегетации растений.

Подкормки бывают двух видов: корневые и внекорневые. Первые распределяют по поверхности земли или заделывают в грунт, откуда они и впитываются после полива. Из вторых готовится слабый раствор, которым опрыскивают растения.

Время внесения

Азотные (аммиачные, нитратные, мочевина)Вносят преимущественно ранней весной или осенью. На глинистых почвах используют только аммиачные удобрения.

В качестве летних подкормок применяют нитратные составы (селитры)

ФосфорныеУпотребляются при осенней перекопке. Если данную процедуру проводят в марте-апреле, то в землю добавляют суперфосфат. Повышенные дозы фосфорных удобрений разрешается вносить раз в четыре годаКалийныеВ зависимости от вида почвы: в тяжелые заделывают осенью, в легкие – веснойМагниевыеИспользуют как при осенней перекопке, так и веснойКомплексныеВ течение всего вегетационного периода

Почему минеральные удобрения бывают опасны?

Применение неорганических подкормок повышает урожайность, но неумеренное использование может привести к снижению плодородности, усилению вреда после воздействия пестицидов, загрязнению земли и воздуха, выбросу парниковых газов, создавая тем самым опасность здоровью человека и окружающей среде.

Чем вредны минеральные удобрения?

  1. Использование химических препаратов может иметь неблагоприятные последствия для рек и водоемов, так как избыток составляющих такой продукции практически всегда со сточными водами попадает в природные водные источники. Питательные вещества в жидкости понижают количество кислорода. Организмы, живущие в воде, также расходуют кислород, что приводит к истощению его запасов и установлению среды обитания, гибельной для рыб.
  2. Чрезмерное применение минеральных подкормок при выращивании овощей может привести к химическому ожогу: листья пожелтеют или станут коричневыми, что повредит растению и снизит урожайность.
  3. Избыток азота в подкормке способствует выбросу парниковых газов (двуокись углерода и закись азота) в атмосферу, которые, в свою очередь, влияют на повышение температуры поверхности суши и океана.
  4. Чрезмерное использование химических удобрений может стать причиной окисления почвы (из-за снижения доли органики).
  5. Постоянное употребление минеральных препаратов приводит к истощению запасов основных питательных веществ в земле. В результате плоды, выращенные на этих почвах, имеют меньшее содержание витаминов и минералов.
  6. Минеральные удобрения не полностью состоят из питательных веществ, необходимых саженцам. Они содержат соли и другие соединения, не поглощающиеся растениями, а накапливающиеся в грунте. При обнаружении в больших количествах эти соединения могут изменять химический состав почвы, нарушая баланс, который потом приходится восстанавливать.
  7. Минеральные вещества перемещаются в земле при помощи влаги, причем в легких песчаных почвах их движение быстрее, чем в тяжелых.

Влияние на овощи избыточного количества удобрений

Превышение нормы внесения минеральных удобрений влияет на процессы вегетации, способствует образованию нитратов и отмиранию тканей растения, приводит к снижению урожайности и гибели овощных культур.

Злоупотребление неорганическими вещестами может привести к изменению свойств почвы и загрязнению грунта и окружающей среды. Минеральные подкормки являются источником засорения земель тяжелыми металлами. Наибольшую опасность представляют азотные подкормки: чрезмерное их применение ведет к загрязнению продуктов питания, вызывает интоксикацию.

Признаки перенасыщения

Переизбыток каждого минерального вещества имеет свои особенности.

Азот (N)Чрезмерно крупное растение, темно-зеленая ботва.

Последствия: удлинение периода вегетации, задержка цветения, сроков сбора урожая, ухудшение качества плодов, повышение восприимчивости к грибковым инфекциям

Фосфор (P)Некротическая пятнистость, пожелтение и опадание листьев. Чувствительность к засухе, быстрые темпы старенияКалий (K)Удлинение междоузлий, светлые пятна на листьях, медленный рост, мозаичные пятна, сброс листвыКальций (Ca)Увядание побегов, межжилковый хлороз с бледной пятнистостьюМагний (Mg)Происходит потемнение и скручивание листьев

Что делать, если удобрения были внесены неправильно?

Необходим однократный обильный полив высоких растений или многократное орошение с одновременным внесением в лунку новой земли небольших огородных культур.

Как влияет употребление таких овощей на организм человека?
После того, как человечество начало пользоваться удобрениями, количество заболеваний возросло. Продукты переработки препаратов (нитраты) превращаются в организме в нитриты, которые вредны для человека, так как из них образуются канцерогены. При избыточном применении химических веществ в растениях накапливается больше нитратов, соответственно, плоды приносят вред здоровью.

Как определить признаки отравления?

При физическом контакте с удобрениями могут развиться следующие симптомы:

  1. покраснение эпидермиса;
  2. покалывание на коже;
  3. зуд;
  4. жжение в носу, глазах или горле.

При случайном проглатывании возможны явления:

  • части тела (ногти, губы или руки) синеют от недостатка кислорода;
  • головокружение;
  • обморок;
  • низкое кровяное давление;
  • одышка;
  • расстройство желудка или боль в животе.

При первых признаках отравления необходимо незамедлительно обратиться к врачу.

Полезные советы

Простые правила помогут минимизировать вред от использования неорганических составов:

  1. Не следует выкладывать минеральные подкормки кучами в непосредственной близости от плодовых деревьев и кустарников, так как основная часть всасывающих микро- и макроэлементы корней расположена под наружными фрагментами кроны или вне ее очертаний, а корни, находящиеся около основания, почти не поглощают питательных веществ.
  2. Большое количество удобрений, расположенных у ствола, может привести к гибели растения.
  3. Навоз и минеральную подкормку требуется равномерно распределить под кроной дерева и на расстоянии полуметра в сторону от ее очертаний.
  4. Применение жидких минеральных удобрений тоже имеет свои особенности (нормы и правила внесения можно найти на упаковке). К примеру, для подкормки некоторых цветущих кустарников (спирея и др.) раствор заливают в углубление, сделанное у основания.
  5. Одним из эффективных методов заделки минеральных удобрений является припосевное местное внесение малыми дозами. Такой прием обеспечивает увеличение урожайности на каждый центнер удобрения.
  6. Если количество подкормки ограничено, можно воспользоваться самым экономичным внесением в гнезда при посеве.

Таким образом, минеральные препараты при рациональном использовании оказывают положительное влияние на растение. Однако допускать их передозировки категорически не рекомендуется: это приведет к ухудшению состояния культур и даже их гибели.

Читайте также:  Уход за примулой осенью подготовка к зиме
Ссылка на основную публикацию